logo search
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Раздел II. Основы теории текста

116

туры определенного этапа в истории общества; культуры определенно­го народа с его традициями, устоями, менталитетом; культуры неповто­римой личности творца.

Если под культурой в соответствии с философией планетаризма понимать «способ самоорганизации мыслящего универсума, способ жиз­недеятельности, правила деятельности людей» и исходить из того, что «бессмертие человечества — это бессмертие информации, заключенной в нем» (Ю.В. Рождественский), связь ее с текстом как универсальной формой коммуникации, призванной не только хранить, но и передавать информацию последующим поколениям, становится очевидной.

Перечислим, что объединяет текст и культуру и позволяет рассмат­ривать текст как ее единицу.

  1. антропоцентричность («Человек — творец культуры и ее главное творение», — писал М.С. Каган [1996, с. 20]; текст также создается человеком и для человека);

  2. диалогический характер: о «диалоге культур» сейчас много говорят и пишут (С.С. Аверинцев, Б.А. Успенский и др.), как и о диалогич- ности текста, который существует «на рубеже двух сознаний, двух субъектов» [Бахтин, 1997, с. 227];

  3. В-третьих, деятелъностная сущность: культуру рассматривают как «деятельностную реакцию на мир» [Маслова, 2001, с. 19], текст тоже является результатом первичной коммуникативной деятельности и объектом вторичной коммуникативной деятельности [Сидоров, 1987]. Стимулом к созданию текста является окружающая действи­ тельность;

  4. знаковостъ: и текст, и культура рассматриваются как семиотические системы, способные хранить и передавать социально значимую инфор­ мацию (см. об этом в работах Ю.М. Лотмана, Е.В. Сидорова и др.);

  5. символичность: Ю.М. Лотман определял культуру как «символичес­ кую вселенную»; текст, особенно художественный, также имеет сим­ волический характер. «Символика является всеобщей формой жиз­ недеятельности и культуры» [Лебедева, 2001, с. 44];

  1. функциональная общность: к функциям культуры ученые относят информационную, адаптивную, коммуникативную, регулятивную, нормативную, оценочную, интегративную, социализации и др. [Мас­ лова, 2001, с. 14]; об этих же функциях текста пишет Е.В. Сидоров (1987);

  2. нормативность: культура трактуется как «совокупность норм и правил, регламентирующих жизнь людей, программа образа жизни (В.Н. Сагатовский)» [Маслова, 2001, с. 14]; текст тоже строится с учетом различных норм: языковых, текстовых, коммуникативно- прагматических [Анисимова, 1988] и др.;

117