logo search
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Раздел II. Основы теории текста

118

видах, структуре, семантике и прагматике. Эти направления объединя­ет общая антропоцентрическая направленность, междисциплинарный характер; связь с культурой, включая интерес к культурной информа­ции, закреплённой в языке, и изучение в нем диалектики традиционно­го и нового, а также коммуникативно-деятельностный подход к языко­вым фактам как проявлению культуры. Вместе с тем здесь есть и разли­чия, отметим их в табл. 7.

Таблица 7

Аспект рассмотрения

Лингвокультурология

Текстоведение

Время возникновения

90-е годы XX в.

80—90-е годы XX в.

Представители данных направ­лений

Ю.С. Степанов, А.Д. Арутю­нова, В.Н. Телия, А. Вежбиц-кая, В.М. Шаклеин, В.Н. Ма-слова, Н.Ф. Алефиренко и др.

И.Р. Гальперин, М.Н. Кожина, В.В. Одинцов, Т.Я. Солганик, Л.Н. Мурзин, Н.А. Купина, И.Я. Чернухина, К.Э. Штайн и др.

Цель

Изучение языка как фено­мена культуры народа

Исследование структуры, семанти­ки, прагматики текста как единицы культуры (цель детализируется в зависимости от специфики соответ­ствующей области текстоведения)

Своеобразие ан­тропоцентричес­кой ориентации

Уровень социума

Уровень языковой личности

Объект исследо­вания (уровень языка / речи)

Уровень языка (языкового проявления культуры народа, узуса)

Уровень текста как речевого про­изведения, отражающего индивиду­альный культурный тезаурус и идиостиль творца

Предмет иссле­дования

Языковая картина мира эт­носа как отражение его куль­туры (включая традиции, обычаи, менталитет, ключе­вые слова и концепты куль­туры)

Языковая и концептуальная картина мира автора; структура, семантика, прагматика текста; идиостиль, худо­жественный метод и т.д. (предмет конкретизируется в зависимости от области знания)

Таким образом, лингвокультурология и текстоведение (особенно некоторые его разделы) имеют несомненную общность, обусловленную их связью с культурой народа, «выраженной в языке и литературном творчестве» (Г. О. Винокур). Вместе с тем лингвокультурологический аспект исследования является далеко не единственным в изучении тек­ста как сложного и многоаспектного феномена.

Остановимся на своеобразии художественного текста как единицы культуры с точки зрения его формы и содержания в аспекте первичной и вторичной коммуникативной деятельности. В процессе первичной текстовой деятельности автор моделирует художественный мир произ-

119