logo search
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Раздел II. Основы теории текста

114

115

Когда говорят о тексте как «форме коммуникации», подразумевают его способность быть связующим звеном в общении, осуществлять вза­имодействие между автором и адресатом. Этот процесс может происходить не только через текст как речевое произведение (ср. невербальное общение на основе жестов, мимики, общение с помощью языка цветов, свиста и т.д.), т.е. текст — это одна из форм коммуникации. С этим связано и оп­ределение текста как единицы культуры и основной единицы обучения и воспитания (см. об этом подробнее в следующих параграфах).

Подведем итоги:

Возможны разные подходы к определению текста. С лингвистичес­кой точки зрения, текст трактуют в узком смысле и в широком: как связанную между собой «последовательность языковых единиц любого порядка» и как «реализацию языковой системы, языковых уровней и единиц», а также как речевое произведение. Коммуникативный подход к тексту является комплексным, он опи­рается на лингвистический и психолингвистический подходы и учи­тывает лингвистическую сущность текста и деятельностный подход к нему, в соответствии с которым текст является результатом пер­вичной коммуникативной деятельности автора и объектом вторич­ной коммуникативной деятельности адресата. В разработке коммуникативного подхода к тексту в узком смысле значительную роль сыграли исследования по лингвистике текста (грамматике и синтаксису текста). Формирование коммуникатив­ного подхода к тексту в широком смысле (как к целому речевому произведению) осуществляется благодаря исследованиям по сти­листике текста и рецептивной эстетике.

При коммуникативном подходе текст определяется как «коммуни­кативная система речевых знаков и знаковых последовательностей, воплощающая сопряженную модель деятельности адресата и отпра­вителя сообщения» (Е.В. Сидоров).

Текст как речевое произведение является универсальной формой коммуникации и выполняет ряд функций: информативную, соци­альную, эмотивную, эстетическую, контактоустанавливающую, праг­матическую, метаязыковую.

Текст как форма коммуникации является результатом текстообра-зующей деятельности автора и объектом интерпретационной дея­тельности адресата.

Текст и дискурс взаимосвязаны. Более широким понятием являет­ся дискурс, который трактуется как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными,

I