logo search
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

1.1. Вводные замечания

Мир текстов окружает нас с момента рождения, с первых слов мате­ри. Это и понятно: человек как существо социальное живет в речевой среде. Ее состояние оказывает непосредственное влияние на наше само­чувствие, вот почему так важен речевой «климат» в семье, в школе, на работе — там, где проходит основная часть нашей жизни.

По данным специалистов, 75% своей жизни (исключая сон) мы про­водим в общении. Именно поэтому так важны коммуникативные уме­ния. От них зависят наши благополучие и успех, социальный и профес­сиональный статус в обществе. Коммуникативные умения основаны на знании языка, его единиц разных уровней, их выразительных возмож­ностей, правил сочетаемости, на владении языковыми нормами. Все это входит в понятие «языковая компетентность» личности, без которой не­возможно формирование коммуникативной компетентности, включа­ющей знание о механизмах владения языком, правилах речевого обще­ния, законах текстообразования и восприятия текста.

Текстоцентризм и антропоцентризм определяют особенности совре­менного гуманитарного знания и образования. Именно поэтому столь важна разработка текстовой проблематики: решение вопроса о том, что такое текст и каковы его признаки, что является факторами и категори­ями текстообразования и каковы законы восприятия текста. Остановим­ся на том, как освещаются эти проблемы в современной лингвистике и в практике преподавания родного языка.