logo search
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Глава 1. Понятие о тексте

Исключительно удачный дидактический материал предоставлен в учебнике-практикуме для старших классов А.Д. Дейкиной и Т.М. Пах-новой «Русский язык» (М., 2001). Большое воспитательное и эстети­ческое значение имеют все тексты, бережно отобранные авторами в ка­честве материала для иллюстрации основных теоретических положений, закрепления и отработки соответствующих навыков и умений, а также для контроля за усвоением программного материала. В качестве дидак­тического материала для уроков-семинаров авторы использовали не только высокохудожественные произведения известных писателей и поэтов, но и отрывки из эссе, статей и очерков замечательных мастеров художественного слова, а также фрагменты из научных работ выдаю­щихся лингвистов и литературных деятелей (В.В. Виноградова, Л.В. Щер-бы, Л.И. Скворцова, Б.Н. Головина, В.П. Григорьева, Г.В. Степанова, Д.С. Лихачева, Л.Я. Гинсбург и др.).

Разнообразные творческие задания, предполагающие исследователь­ский подход к анализируемому материалу, формируют языковую, линг­вистическую и коммуникативную компетенцию учащихся, расширяя их представление о выразительных возможностях русского языка, приоб­щая школьников к лингвистической науке и работам выдающихся ис­следователей, совершенствуя практические навыки текстовой деятель­ности.

В целом отметим, что умению эффективно пользоваться учебником нужно учить целенаправленно, так как от этого зависит эффективность процесса обучения: учащиеся постоянно работают с учебниками, обра­щаясь к ним как на этапе знакомства с новым материалом, так и на этапе закрепления и контроля за его усвоением. Необходимо не только уметь читать и пересказывать, но и творчески оценивать учебные тексты, раз­носторонне работать с ними (составлять план, конспект, реферат; ана­лизировать динамику микротем, способы определения понятий, харак­тер иллюстративного материала; подбирать свои примеры и т.д.). Поло­жительный опыт работы с учебниками освещен в ряде работ [Ембулаева, 1990; Бунеева, 1995; Пичкур, 1997; Михайлова, Нефедова, 1998 и др.].

В качестве дидактического материала при изучении разных тем чаще всего используют художественные тексты. Именно они обычно приме­няются в качестве иллюстративного материала в лексикографической практике (в толковых и других словарях). Обращение к художествен­ным текстам правомерно ввиду их эстетической значимости, возмож­ности воспитательного воздействия на личность учащихся для созда­ния мотивации и пробуждения интереса к русскому языку и его выра­зительным ресурсам.

В последние годы в связи с введением курса «Русская словесность» в программы лицеев и гимназий, школ с гуманитарным уклоном осо-

Раздел И. Основы теории текста

128

бенно популярной стала комплексная работа с текстом. Хотя дидакти­ческие материалы и публикуются в журналах «Русский язык в школе» и «Русская словесность» (см., например, работы Т.М. Пахновой и др.), пока их недостаточно.

Обычная практика использования в качестве дидактического мате­риала произведений, изучаемых в это время на уроках литературы, впол­не оправдывает себя. Здесь действуют одновременно эффект узнавания ранее известного и эффект новизны, связанный с более глубоким рас­смотрением знакомого материала. Важно и введение в практику препо­давания новых произведений, недостаточно изучаемых или вообще не изучаемых в школе (ср. например, использование текстов, относящих­ся к Серебряному веку русской культуры: лирики М. Кузьмина, К. Баль­монта, И. Анненского, И. Северянина и др., наряду с известными сти­хотворениями М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама и др.). Новизна материала и его художественная значимость вызывают особый интерес школьников, формируют их эстетический вкус, развивают эру­дицию.

Иногда, чтобы заинтересовать учащихся, стоит обратиться к «зага­дочным» текстам, трудным для восприятия по разным причинам: из-за использования сложных архаичных словоформ (ср., например, поэзию Н. Клюева) или индивидуально-авторских новообразований (ср. поэти­ческие тексты В. Хлебникова, «лингвистические сказочки» Л. Петру-шевской и т.д.). В целом возможности художественных текстов в каче­стве дидактического материала практически безграничны ввиду их уни­версальности, связанной с эстетической природой, способностью отражать в художественной форме окружающий нас многообразный мир.

Наряду с использованием художественных текстов в качестве ди­дактического материала можно использовать тексты других стилей: на­учного (учебно-научного и научно-популярного) и публицистического (возможно и обращение к текстам официально-делового и разговорно­го стилей в особых целях при изучении отдельных тем).

Учебно-научные и научно-популярные тексты расширяют и углуб­ляют представление об изучаемом языковом явлении, пробуждают ин­терес к предмету (ср., например, книги: Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1988.; Шанский Н.М. В мире слов: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1985.; Успенский Л.В. Ты и твое имя. Волгоград, 1994 и др.).

Обращение к анализу публицистических текстов, обладающих по­вышенным эффектом воздействия за счет общественной важности ин­формации и экспрессивности использованных языковых средств, акти­визирует внимание, пробуждает интерес в одних случаях благодаря вы-

129