Раздел II. Основы теории текста
168
работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов образа автора (ср. восприятие ученым книги «Марксизм и философия» [1930]).
Проблема образа автора в художественном произведении исследуется в литературоведении (с историко-литературной, эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике художественной литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В современной коммуникативной стилистике текста изучается языковая и концептуальная картины мира автора; многоаспектные проявления образа автора в структуре, семантике и прагматике текста; рассматриваются модели смыслового развертывания художественных текстов разных типов в аспекте идиостиля; своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя.
3.3.2. Образ адресата. Образ адресата — это 1) категория текстооб-разования, пронизывающая весь текст в силу его коммуникативной природы, определяющая его структуру, семантику, прагматику; 2) художественный образ персонажа-адресата; 3) собирательный образ адресата (в поэзии это обычно современник автора или его потомок); 4) реальное лицо, к которому автор адресует свою речь.
В свете имеющейся лингвистической традиции (ср. работы А.А. Потебни, А.П. Якубинского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др.) и интенсивно разрабатываемой сейчас концепции языковой личности (ср.: [Караулов, 1987]) многое конкретизировано в представлении о собирательном образе адресата: соотношении категорий объективного и субъективного, общего и отдельного, постоянного и переменного. Вместе с тем по-прежнему актуальной остается поставленная Н.Д. Арутюновой (1981) проблема параметризации фактора адресата и исследования его коммуникативной деятельности.
Образ адресата — читателя и слушателя — стали интенсивно изучать в последние годы в связи с разработкой коммуникативного подхода к тексту, хотя сами авторы не раз подчеркивали значимость данной категории в процессе текстопорождения и восприятия и интерпретации текста. Известны суждения О.Э. Мандельштама (ср. статью «О собеседнике»), А.А. Ахматовой (цикл «Тайны ремесла»), Н.С. Гумилева (см. статью «Читатель») и многих других выдающихся поэтов и писателей о читателе. «Выражая себя в слове, поэт всегда обращается к кому-то, к какому-то слушателю. Часто этот слушатель — он сам, и здесь мы имеем дело с естественным раздвоением личности. Иногда некий мистический собеседник, еще не явившийся друг или возлюбленная, иногда это Бог, Природа, народ...
Раздел П. Основы теории текста
170
воплощениям благодаря силе художественного воображения. Сравним строки М. Цветаевой из цикла «Поэт», обращенные к себе, содержащие риторический вопрос:
Что же мне делать, слепцу и пасынку, В мире, где каждый и отч и зряч, Где по анафемам, как по насыпям, Страсти! где насморком Назван — плач!
На творческий характер деятельности адресата (читателя) не раз указывали исследователи (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Ю.М. Лот-ман, Д.С. Лихачев и др.). Так, по мнению Ю.М. Лотмана, «Текст... актуализирует определенные стороны личности самого адресата. В ходе такого общения получателя информации с самим собою текст выступает в роли медитатора, помогающего перестройке личности читателя, изменению ее структурной самоориентации и степени ее связи с метакуль-турными конструкциями» [1997, с. 204].
Особенно велика роль сотворчества в художественной сфере. «Читатель не только воспринимает изображенную писателем действительность, он соотносит свое представление о ней с тем, которое ему предлагает писатель.... Читатель как бы участвует в творческом процессе, "угадывая" за образом мысль, художественную идею писателя. Процесс читательского познания через художественное произведение есть процесс "узнавания". Это "сотворчество" читателя с автором и составляет суть эстетического наслаждения», — отмечал Д.С. Лихачев [1989, с. 55].
Таким образом, познавательная деятельность читателя направлена не просто на восприятие информации, заключенной в тексте, и постижение интенции субъекта речи (автора), но и на «сотворчество», о котором писал В.В. Виноградов (1959), на то, чтобы продуцировать текст в меру своих возможностей и способностей, т.е. выступить, фигурально выражаясь, в роли «соавтора». В этой деятельности читателя, разумеется, есть предел, связанный с искажением смысла текста. Данный предел объективирован самим текстом, включая все его уровни, прежде всего лингвистические. Именно лингвистический механизм смысловой актуализации ограничивает субъективность интерпретации.
Большое место в современных работах по теории текста занимает изучение типологии читателей. При этом ученые дифференцируют категории воображаемого читателя и реального. Известны зарубежные исследования в области рецептивной эстетики (Х.Р. Яусса, В. Изера и др., разрабатывающих теорию восприятия, в рамках которой выделяется категория имплицитного читателя и исследуется программа потенциального воздействия на него). Что же касается реального читателя, то исследование горизонтов его ожидания, анализ установок и интересов представляется актуальным.
171 Глава 3. Текстовые категории
Попытки выделить различные категории читателей предпринимались писателями и поэтами. При этом в основу их типологии обычно кладется аксиологический критерий, отношение читателя к произведению и вероятность возможного взаимопонимания с автором. Так, Н.С. Гумилев в статье «Читатель» выделил следующие типы читателей: наивный, сноб и экзальтированный, а также читатель-друг. «Наивный ищет в поэзии приятных воспоминаний... Он хочет находить в стихах привычные ему образы и мысли, упоминания о вещах, которые ему нравятся. О своих впечатлениях он говорит мало и обыкновенно ничем не мотивирует своих мнений ...Сноб считает себя просвещенным читателем: он любит говорить об искусстве поэта. Обыкновенно он знает о существовании какого-нибудь технического приема и следит за ним при чтении стихотворения». «Экзальтированный любит поэзию и ненавидит поэтику. ...Он говорит о духе, цвете и вкусе стихотворения, о его чудесной силе или, наоборот, дряблости, о холодности или теплоте поэта...» [Гумилев, 1990, с. 203, 204].
Читатель-друг наиболее приятен автору: «Этот читатель думает только о том, о чем ему говорит поэт, становится как бы написавшим данное стихотворение, напоминает его интонациями, движениями. Он переживает творческий миг во всей его сложности и остроте, он прекрасно знает, как связаны техникой все достижения поэта и как лишь его совершенства являются знаком, что поэт отмечен милостью Божьей. Для него стихотворение дорого во всей его материальной прелести...» [Гумилев, 1990, с. 204].
О.Э. Мандельштам в статье «О собеседнике» пишет о «конкретном слушателе, живом представителе эпохи» и «провиденциальном собеседнике» [1994, с. 366], подчеркивая особую значимость для поэта обращения «к более или менее далекому, неизвестному адресату, в сущности которого поэт не может сомневаться, не усомнившись в себе».
Несколько иной подход к типологии читателей наблюдается в исследовательской литературе. Г.Г. Молчанова (1988) дифференцирует читателей по глубине восприятия текста. Попытка разработать коммуникативный «портрет» носителя языка с опорой на когнитивный аспект личности представлена в работе О.Л. Каменской (1990).
Н.С. Валгина (2003) вводит категорию среднего читателя (к ней отнесен читатель, условно усвоивший программу средней школы). Автор выделяет три типа адресатов: 1) соответствующие авторской ориентации, т.е. статусу среднего читателя; 2) не достигшие уровня знаний среднего читателя; 3) читатели, тезаурус которых превышает тезаурус автора [Валгина, 2003, с. 233]. В основу данной типологии положен уровень информационного тезауруса читателя.
- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III