logo search
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

175 Глава 3. Текстовые категории

том языковых средств его манифестации и может быть взята за основу ванализе художественных текстов.

Художественное время и грамматическое далеко не всегда совпада­ют ввиду того, что «художественное время создается всеми элементами текста, при этом средства, выражающие временные отношения, взаимо­действуют со средствами, выражающими пространственные отношения» [Николина, 2003, с. 126].

Наряду с отмеченными видами времени, дифференцируются сю­жетное время и время фабульное, отражающее реальную последователь­ность событий; авторское время и субъективное время персонажей; в качестве разных форм проявления времени выделяются время бытовое и историческое, время личное и социальное [Николина, 2003, с. 130].

Кроме рассмотренных видов художественного времени есть другая типология, в основе которой лежит выделение универсального смысла «время», по-разному представленного в различных текстах в соответ­ствии с интенцией автора. Речь идет о таких видах художественного времени, как конкретное, абстрактное, обобщенное, поэтически транс­формированное [Чернухина, 1987]. Рассмотрим подробнее концепцию И.Я. Чернухиной, на наш взгляд, ориентированную прежде всего на представление о времени в сознании участников эстетической комму­никации.

«Конкретное время — продукт творчества автора, эстетическое вос­произведение времени, соотнесенного с жизнью определенного лица (лирического героя), событием в жизни определенного лица, общества или природы». В качестве релевантного признака данного типа време­ни выделяется «воспроизведение в тексте субъекта, переживающего» его, пусть этим субъектом будет отдельное лицо, общество или природа» [Чернухина, 1987, с. 21, 22].

Обобщающее художественное время определяется автором как «про­дукт творчества автора, эстетически воплощающий представление о вре­мени, субъектом которого может быть любое лицо, обладающее опреде­ленными особенностями, или сходные природные явления» [там же]. Субъект времени в этом случае называется отвлеченным именем суще­ствительным или же форма изложения — обращения (реже — безлич­ная форма) относит содержание текста к любому субъекту, наделенно­му определенными особенностями» [там же, с. 23]. В качестве примера автор приводит стихотворение В. Тушновой:

Человек живет совсем немного — несколько десятков лет и зим, каждый шаг отмеривая строго сердцем человеческим своим.