3.5. Текстовая категорияпространство
«Текстовое пространство (локальность) — текстовая категория, представляющая собой неотъемлемое свойство всех объектов действительности, поэтому пространственные характеристики приписываются и тем объектам, которые сами по себе не имеют пространственной природы (например, концептам и концепциям)» [Матвеева, 2003, с. 539]. Двоякая пространственная семантика текста связывается исследователями с отображением в нем фрагмента реального мира, «вписанного в общую пространственную картину мира», а также с тем, что текст «разворачивается в вербальное пространство, является материальным объектом, обладающим пространственными характеристиками» [там же].
На особую интерпретацию пространства в русском языковом сознании указывает Е.С. Яковлева: «...картина пространства в русском языковом сознании не сводима ни к какому физико-геометрическому прообразу: пространство не является простым вместилищем объектов, а скорее наоборот — конструируется ими и в этом смысле оно вторично по отношению к объектам» [1994, с. 20—21].
С учетом того, что «текстовое пространство может представлять собой отраженное подобие реальной действительности или ее субъективное преломление» [Матвеева, 2003, с. 540], ученые выделяют объективное (диктумное) и субъективное (модусное) текстовое пространство, говорят о концептуальном пространстве (разновидности объективного на уровне логических абстракций) и художественном пространстве (разновидности субъективного, создающей художественный образ пространства) [там же].
Особенно интенсивно изучается художественное пространство текста. Как оно определяется? По мнению Н.А. Николиной, «это пространственная организация его событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста» [2003, с. 145]. Автор различает узкую и широкую трактовку пространства в связи «с разграничением внешней точки зрения на текст как на определенную пространственную организацию, которая воспринимается читателем, и внутренней точки зрения, рассматривающей пространственные характеристики самого текста как относительно замкнутого внутреннего мира, обладающего самодостаточностью» [там же, с. 146].
И.Я. Чернухина определяет художественное пространство как «продукт творчества автора, эстетический способ речевого воплощения физического и философского аспектов пространства в пределах прозаического или поэтического текстов» [Чернухина, 1987, с. 9].
Характерные для реального пространства свойства: протяженность, непрерывность — прерывность, трехмерность; форма, местоположение,
179 Глава 3. Текстовые категории
расстояние, границы между различными системами — находят отражение в тексте, как справедливо отмечает Н.А. Николина [2003, с. 146].
Вместе с тем вполне очевидно, что речь идет в данном случае о художественном мире автора, творимом им в соответствии со своей интенцией. Так, в известном стихотворении М.И. Цветаевой «Рас-стояние: версты, мили...» создается образ реального художественного пространства — безграничных далей, разделяющих лирическую героиню и героя (стихотворение посвящено Б. Пастернаку). В художественно-образную конкретизацию пространства вовлекаются вариативные лексические повторы, анафоры и эпифоры: «Рас-стояние: версты, мили...; Рас-стояние: версты, дали...; Чтобы тихо себя вели / По двум разным концам земли; Расселили нас, как орлов —/'Заговорщиков: версты, дали...: По трущобам земных широт /Рассовали нас, как сирот. В создании образа пространства велика роль и текстовой парадигмы глаголов с префиксом раз (с)-, отражающих семантику рассредоточения, разделения.
Что касается типов текстового пространства, то ученые выделяют: объективное (диктумное) и субъективное (модусное); концептуальное пространство (разновидность объективного на уровне логических абстракций) и художественное пространство (разновидность субъективного, создающая художественный образ пространства) [Матвеева, 2003, с. 540]; реальное художественное пространство и ирреальное (оно дифференцируется на астральное (небесное), инфернальное (относящееся к аду), волшебное и фантастическое, пространство Зазеркалья (таинственный антимир), художественное пространство сказки) [Папина, 2002, с. 223—265]; открытое и замкнутое; расширяющееся и сужающееся по отношению к персонажу или определенному описываемому объекту [Николина, 2003, с. 148]; пространство конкретное и абстрактное; реально видимое персонажем и воображаемое [Николина, 2003, с. 149].
Другая типология предложена И.Я. Чернухиной с учетом выделения оппозиций «конкретное — трансформированное — абстрактное — обобщенное». Автор выделяет такие типы: 1) конкретное художественное пространство — «продукт творчества автора, эстетически отражающий признаки реального физического пространства» [Чернухина, 1987, с. 11]; 2) поэтически трансформированное пространство — «продукт творчества автора, эстетически воплощающий представление о физическом пространстве, не совпадающее с общей пресуппозицией; это замещение пространства ирреальным образом»; 3) обобщенное художественное пространство — «продукт творчества автора, эстетически воспроизводящий пространственную деталь, которая служит отправным моментом для развития отвлеченной идеи» [1987, с. 17]; 4) художественное пространство-абстракция — «продукт творчества автора, эстетически отражающий представление об отвлеченных признаках физичес-
Раздел П. Основы теории текста
180
кого пространства: протяженности, направленности, локализации в более обширном пространстве и т.д.» [1987, с. 18].
Рассмотренные виды текстового пространства, как и текстового времени, основаны на различных критериях и находятся в отношениях дополнения, хотя в ряде случаев очевидны определенные пересечения в их трактовках (ср., например, ирреальное художественное пространство [Папина, 2002]) и поэтически трансформированное пространство в интерпретации И.Я. Чернухиной [1987]).
Что же касается языковых маркеров категории пространства, они достаточно полно описаны в исследовательской литературе, включая, например, соответствующую лексику с семой «пространство» (длина, луг, равнина и др.), предлоги пространственного значения (над, под, за, в, на и др.), глаголы местопребывания в пространстве, бытия, движения (жить, спать, бежать и др.), наречия (справа, внизу, вверху и др.), «обстоятельственные распространители грамматической основы простого предложения с локальным значением и обстоятельственные придаточные предложения пространственной семантики» [Матвеева, 2003, с. 541] и т.д.
Художественное время и пространство тесно взаимосвязаны, отражая две формы бытия. Для обозначения их связи М.М. Бахтин ввел понятие хронотопа («времяпространства»). Исследователь рассматривал хронотоп как формально-содержательную категорию, которая имеет большое значение для жанровой природы текста и образа человека [Бахтин, 1975, с. 235]. Уточняя взаимосвязь времени и пространства в художественном тексте, автор писал: «Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается временем» [там же].
Для категории хронотопа важна точка отсчета: «Совместно с точкой текстового времени и самой категорией субъектности формируется локация текста: «я — здесь — сейчас» (исходный антропоцентрический пункт текстового хронотопа) или какой-либо другой ее вариант: «я — там — тогда», «он — там — тогда»» [Матвеева, 2003, с. 540].
Так, стихотворение М.И. Цветаевой «Страна», написанное в эмиг-рации^строится на противопоставлении точек отсчета: «я — здесь — сейчас» и «я — там — тогда». Благодаря этому усилено горькое осознание невозвратности того, что было с лирической героиней и со страной:
Страна
С фонарем обшарьте Весь подлунный свет. Той страны на карте — Нет, в пространстве — нет.
- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III