Глава 4. Типы текстов
чество, создающее лингвистическую основу вариативности интерпретаций художественного текста (не устраненная в контексте, а напротив, актуализированная многозначность элементов, неопределенность и вариативность эстетических значений слов и т.д.). Узуальность/окказиональность как системно-языковое качество текста отражает и его коммуникативную ориентацию, и неповторимость и своеобразие языковой картины мира автора, ищущего средства наиболее адекватного отражения эстетического отношения к действительности.
Своеобразие художественного текста как формы коммуникации проявляется и при рассмотрении его в рамках универсальной модели речевой коммуникации P.O. Якобсона (см. подробнее: [Болотнова, 1992]). Применительно к художественному тексту каждый из компонентов модели речевой коммуникации зависим не просто от коммуникативности как интегрального качества текста, а от художественно осложненной, эстетически обусловленной коммуникативности. Результатом этого является, например, то, что помимо реальных коммуникантов — автора и читателя — в тексте есть образ автора, повествователь, лирический герой в поэзии; может быть художественный образ адресата-персонажа, образ условного адресата.
Язык (код) в художественном произведении является не только необходимым условием коммуникации — формой репрезентации сообщаемого (текста), а еще и главным средством отражения и формирования художественного содержания произведения, его образного строя и эстетически обусловленной прагматичности.
Действительность (референт) не просто отражается в тексте как фрагмент концептуальной картины мира автора, воплощающий его интенции и рассчитанный на определенный коммуникативный эффект. Обобщенный синтетический образ действительности предстает в художественном произведении отраженным с позиций определенного эстетического идеала. Реальный или вымышленный мир воплощается в образной форме увиденным сквозь призму творческой индивидуальности художника.
Своеобразие канала связи особым образом определяет творческую деятельность автора и познавательную деятельность читателя с их ориентацией на художественную сферу общения, образный тип мышления, эстетическое воздействие и определенный уровень духовной и психологической культуры. Все это вместе взятое и определяет специфику художественного текста как «формы коммуникации».
Подведем итоги:
• Своеобразие художественного текста обусловлено тем, что это категория одновременно эстетическая, идеальная, и языковая, материальная (В.А. Кухаренко).
• К особенностям художественного текста относятся; эстетическая функция, образность, антропоцентризм, динамичность, избыточ ность, недосказанность, конкретность, неопределенность и др.
• Главной особенностью художественного текста, определяющей его другие признаки, является художественно-образная речевая конк ретизация. Она отражает системную взаимосвязь языковых единиц как составных элементов целого и обусловлена идейно-образным содержанием текста (М.Н. Кожина).
• Художественно-образная речевая конкретизация трактуется как реализация эстетической функции на основе перевода слова-поня тия в слово-образ, направленная на активизацию воображения чи тателя (М.Н. Кожина).
При коммуникативном подходе к художественному тексту с учетом иерархии текстовых признаков, разработанной Е.В. Сидоровым, в качестве ключевого качества художественного текста можно рас сматривать эстетически и концептуально обусловленную коммуни кативность. Это качество определяет другие системные, функцио нальные, системно-языковые качества художественного текста.
К системным качествам художественного текста относятся: эстети чески обусловленная прагматичность (способность вызывать эсте тический эффект) и эстетически ориентированная концептуальность (отражение поэтической картины мира автора: его художественных представлений, образов, понятий, оценок и т.д.).
К функциональным качествам художественного текста принадле жат: образность и связанная с нею ассоциативность, неоднозначность интерпретации, предсказуемость / непредсказуемость.
К системно-языковым качествам художественного текста как фор мы коммуникации можно отнести: выразительность, многознач ность, узуальность / окказиональность.
Для эстетической сферы общения характерно своеобразие всех ком понентов модели речевой коммуникации P.O. Якобсона: в интерпре тации автора, адресата, языка (кода), канала связи, действительности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Чем обусловлено своеобразие художественного текста?
Назовите общие особенности художественного текста.
Дайте понятие о художественно-образной речевой конкретизации.
Учитывая иерархию различных качеств текста, предложенную Е.В. Сидоровым, назовите системные качества художественного тек ста; функциональные; системно-языковые.
Докажите, что существует корреляция данных качеств художествен ного текста как формы коммуникации.
|.'ШЛ<| I, 1IIIII.I I II,, Kill
Вчом проинткисяоиоооориаиохудожос!помпою нжсишрирпссмо!|)(!пии 01 о и рамках модоли речевой коммуникации P.O. Якобсона?
- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III