logo search
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Глава 1. Понятие о тексте

выполняют множество функций: информативную, социальную, комму­никативную, эмотивную, эстетическую, контактоустанавливающую (фатическую), прагматическую, метаязыковую (описания языка). Один и тот же текст может выполнять одновременно несколько функций.

Чтобы полнее представить коммуникативную сущность текста, це­лесообразно обратиться к модели речевой коммуникации P.O. Якобсо­на. Эта модель не только отражает универсальную схему речевого об­щения в разных сферах, но и показывает зависимость его разных эле­ментов, т.е. структуру речевого общения. Текст занимает центральное положение в модели речевого акта (схема 7). За текстом «стоят» языко­вые личности автора и адресата, а также система языка, без знания ко­торой невозможно общение на основе текстовой деятельности. За тек­стом «стоит» окружающая действительность, которая стимулирует ав­тора к созданию текста и определяет содержание речевого сообщения (текста).

Рассматривая текст как форму коммуникации, важно подчеркнуть, что текст всегда есть продукт первичной коммуникативной деятельнос­ти автора (говорящего, пишущего) и объект вторичной коммуникатив­ной деятельности адресата (читателя или слушателя). Чтобы состоялось общение автора и адресата через текст, необходимы знание языка (кода) и действительности (иначе — общность концептуальной и языковой кар­тины мира у коммуникантов), а также наличие контакта (канала связи).

Под концептуальной картиной мира понимается «глобальный об­раз мира, который является результатом всей духовной активности че­ловека» [Постовалова, 1988, с. 19], отраженный в сознании носителя языка. Контакт (канал связи) определяется как способ общения и усло­вие речевой коммуникации, включая сферу общения, характер ситуа­ции, обстоятельства общения и т.д.

Является ли текст единицей общения? Думается, точнее говорить о тексте как форме коммуникации. Единицей общения принято счи­тать речевое событие, которое складывается из дискурса и речевой си­туации [Михальская, 1996, с. 48]. Под дискурсом понимается «речь, погруженная в жизнь», «связный текст в совокупности с экстралингвисти­ческими прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте»... [Арутюнова, 1990, с. 136]. Это речь в единстве с тем, что ее сопровождает (жесты, мимика и т.д.). Речевая ситуация включает «участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение» [Михальская, 1996, с. 48].

Если соотнести понятия «текст» и «дискурс», можно сделать вывод о том, что текст входит в дискурс, т.е. дискурс является более широким понятием, отражающим речевое поведение личности во всем многооб­разии его проявлений.