logo
modern_communication

«Кремлевский репортаж» начала XXI века: метаморфозы жанра

Важнейшую роль в процессе формирования и трансфор­мации имиджа главы государства играют средства массовой информации. Освещением его деятельности занимаются про­фессиональные журналисты – так называемый «кремлевский пул». Он включает в себя специально аккредитованных журна­листов крупных печатных изданий, телеканалов, радиостанций и информационных агентств. Журналисты пула присутствуют на значимых российских событиях, проходящих с участием первого лица государства, сопровождают президента в ходе его визитов. Пул существовал при Б.Н. Ельцине, В.В. Путине и продолжает свою работу при Д.А. Медведеве [Кремлевский пул: Электрон­ный ресурс].

За годы существования «кремлевского пула» традицион­ный журналистский репортаж о событиях с участием главы госу­дарства трансформировался в новый жанр - «кремлевский ре­портаж». Впервые это обозначение жанра появилось в преди­словии А. Васильева к книге А. Колесникова «Я Путина видел» [Колесников 2005: 3]. Сегодня такого рода материалы регулярно публикуются в федеральных и региональных изданиях - «Ком­мерсантЪ», «Российская газета», «Ведомости» и др.

В научной литературе изучение особенностей информа­ционного жанра «репортаж», как правило, ограничивается крат­ким описанием истории его становления и перечнем практиче­ских рекомендаций по его написанию. В то же время феномен жанра «кремлевский репортаж», сформировавшийся в начале XXI века, еще не был предметом специального лингвистического анализа.

В соответствии с традиционной классификацией журнали­стских жанров, репортаж – это «публицистический жанр, даю­щий наглядное представление о событии через непосредствен­ное восприятие автора – очевидца или участника события» [Тертычный 2005:156]. Задача любого репортажа заключается пре­жде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца – журналиста, то есть создать так называемый эффект присутствия [Шибаева: Элек­тронный ресурс: 55].

Цель исследования – изучить пути становления и жанро­вые признаки современного «кремлевского репортажа» и опре­делить его роль в формировании имиджа первого лица государ­ства. Материалом послужили статьи А. Колесникова, опублико­ванные в изданиях ИД «КоммерсантЪ» в 2008-2009 гг. и его книге «Раздвоение ВВП: как Путин Медведева выбрал» (М., 2008), а также публикации в региональной прессе.

Существует мнение, согласно которому все официальные репортажи о визитах первого лица государства абсолютно оди­наковы. Однако изучение фактического материала показывает, что структура репортажа, стилевые особенности, расставленные акценты определяются не только спецификой самого издания, его форматом, целевой аудиторией, но и установкой (страте­гией), дискурсивным стилем журналиста.

Сопоставление типических признаков жанра традицион­ного официального репортажа и «кремлевского репортажа» на­чала XXI века позволило увидеть отличительные особенности последнего и выявить приемы иронического описания событий, характерные для трансформированного жанра. Все они подчи­нены главной задаче – писать о президенте интересно, как не­сколько лет назад подчеркнул бывший главный редактор «Ком­мерсанта» А. Васильев.

Наблюдение за особенностями «кремлевских репорта­жей» отдельных журналистов позволяет говорить о том, что по­следние активно участвуют в процессе формирования, укрепле­ния или трансформации имиджа первого лица государства.

Изучение особенностей функционирования «нового ста­рого» жанра официального репортажа актуально как в свете формирования имиджа президента, так и в аспекте формирова­ния новых практик современного политического дискурса.