Персуазивные риторические средства в политических плакатах (на материале плакатов гдр)
Потенциальной воздействующей силой обладают все риторические фигуры, тропы, средства образности. В отечественной науке проблема эффективной, целесообразной, воздействующей, убеждающей речи традиционно изучается в рамках стилистики и лингвистики текста без использования термина «персуазивность». В зарубежной лингвистике этот термин вошёл в активный научный оборот в 1970-1980-е гг., будучи привнесённым из разработок по социальной психологии и теории массовой коммуникации. Персуазивность можно рассматривать как потенциальный прагматический смысл отдельных языковых единиц [Чернявская 2006: 29]. Риторические средства являются распространенным, типичным средством реализации персуазивности в политических плакатах как на вербальном, так и визуальном уровне. Докажем данный тезис на примере политических плакатов ГДР.
В исследуемом корпусе содержится 366 политических плакатов ГДР с 1945 по 1970 года. В данном корпусе можно выделить следующие основные тематические категории: государственная пропаганда (53,2%), движение за мир (29,6%), плакаты с изображением политического врага (4,6%), другие плакаты (12,6%). Существует целый ряд лингвистических явлений – и лексического, и грамматического, и стилистического уровней языка, обладающих сильным воздействующим потенциалом и способных выдвигать те или иные связанные с ними смыслы в центр внимания. Это такие языковые единицы, в семантике которых заключена положительная оценочность, например: Arbeit, Aufbau, Frieden, Einheit; einheitlich, gemeinsam, friedliebend, groß и т.п. Усилению позитивного признака способствуют прилагательные die besten, наречия einzig, niemals, nie и др. В качестве иллюстрации приведем несколько примеров. Wie ein Dieb in der Nacht. So verlässt er sein Vaterhaus – die deutsche demokratische Republik. Беженец из ГДР сравнивается с вором, который, получив образование, тайно покидает страну. Das alte Rattenfängerlied beim deutschen Volke nicht mehr zieht… На плакате изображен человек, который играет на флейте, и плакат с надписью «Auf zum neuen Krieg» Метафора основана на сближающем признаке втягивания в войну и сюжетом сказки Э.Т.А. Гофмана «Мышиный король». В следующих примерах в качестве персуазивного риторического средства используется рифма: «Sein Süppchen ist schon angebrannt, Soll ganz Europa brennen? Der Koch hat die Verführerhand, Die wir von Hitler kennen.» «Zwischen Deutschen eine Mauer Neue Trümmer, neue Trauer, Neuen Krieg will Adenauer». «Der Aufbau geht so schnell voran, dass keine Lüge folgen kann».
Поскольку плакат является креолизованным типом текста, рассмотрим, с помощью каких визуальных риторических фигур в плакатах реализуются невербальные средства персуазивности. Гуи Бонсип выделяет целый ряд визуально-вербальных риторических фигур на семантическом, синтаксическом, прагматическом уровне. Вот некоторые из них: визуально-вербальное сравнение, визуально-вербальная аналогия (вербальный денотат используется параллельно с визуальным денотатом), визуально-вербальная метонимия (выраженный вербальным знаком денотат выражается визуально с помощью знаков, денотаты которых связаны с вербальными денотатами – например, причина вместо действия, инструмент вместо деятельности), визуальная синекдоха (вербально выраженный денотат находит выражение на визуальном уровне таким образом, что часть означает целое или наоборот) и т.д. [цит. по Arnold 2007: 17].
На большом количестве плакатов (17%) мы встречаем разновидность метонимии – синекдоху. Визуальная синекдоха, например, представлена в политическом плакате ГДР, где изображена рука рабочего с молотком в руке, который направлен на черного ворона с изображение лица политического врага. На многих плакатах изображение одного человека обозначает многих людей, изображение одного рабочего на плакате соотносится с рабочим классом. Таким образом, целое выражается частью (pars pro toto). Визуально-вербальное сравнение встречается на плакате с надписью «Dem Frieden die Freiheit», где изображён белый голубь, который вылетает из-за решётки. Сравнение, начатое с помощью вербальных знаков продолжается визуальными знаками. На плакатах встречаются метафоры, которые выражены только визуально. Rias (Rundfunk im amerikanischen Sektor), радиостанция в Западном Берлине, сравнивается с помощью вербальных знаков с ядом (Gift), а с помощью визуальных знаков – с ракетами.
Перечисленные вербальные средства являются традиционно риторическими фигурами – их перечень не претендует на полноту. В реализации персуазивных установок особую роль играют различные визуально-вербальные риторических фигуры.
- Содержание
- Лингвистическая экспертиза: опасность семантической валентности
- Литература
- К вопросу о развитии жанра официального веб-сайта в современном политическом дискурсе
- Литература
- Политика противопожарной безопасности в сми
- Образ России в зеркале концептуальной метафоры (на материале политического телешоу «к барьеру»)
- Любите ли вы демократию? (Оценочный потенциал общественной лексики)
- Речевые приемы коррекции модели мира адресата в политическом дискурсе (на примере предвыборных агитационных материалов кандидатов на пост главы города Нижний Тагил, 2008 г.)
- Литература
- Лингвистическая советология в годы холодной войны1
- Блогосфера: особенности политического дискурса
- Имплицитное представление политического в таблоидных изданиях
- Метафорическая модель «Мигрант – это раб»
- Литература
- Прецедентные имена советских политических лидеров в поэзии ю. Шевчука
- Литература
- Советские прецедентные феномены
- Образ молодежи в политической коммуникации кпрф
- Речевое воздействие комикса как средства политической коммуникации
- Литература
- Реализация образовательной политики в британских и российских сми
- Коммуникативные стратегии и тактики в дискурсе «восьмидневной войны»
- Образы старых и новых «хозяев жизни»: концепты светский и гламурный в современном русском языке
- Языковые средства выражения оценки в современном российском официальном политическом дискурсе
- Литература
- Интент-анализ грамматических категорий в политических текстах
- Литература
- Авторитет ученого и частный случай расширения значения слова и сферы его употребления в современной общественно-политической жизни
- Литература
- Языковая политика в Республике Казахстан
- Литература
- Дискурс извинения в японо-китайский отношениях по вопросу военного конфликта в Нанкине
- Литература
- Языковые средства оценки общественно-политической жизни в россии (на материале французских политических дискурсов)
- Культурно-языковой знак как единица лингвокультурологического исследования политического дискурса
- Литература
- Стереотипы в предвыборных текстах
- Литература
- «Кремлевский репортаж» начала XXI века: метаморфозы жанра
- Литература
- Фамильярность как характерная черта современного российского политического дискурса
- Литература
- Политический подтекст околонаучных текстов, адресованных в управленческие структуры региона
- К вопросу о метафоре сосед в публицистическом дискурсе казахстана
- Литература
- Речевое преступление как проявление конфликтности политической коммуникации
- Литература
- Персональные сайты пермских политиков глазами лингвиста1
- О структуре имиджа лидера в американском политическом дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Речевая агрессия как следствие агональности политического дискурса
- Литература
- Ирония в политическом интервью
- Литература
- О лингвитическом исследовании политической метафоры
- Quid hoc hominis est? // Что это за человек? (этнокультурный портрет президента Латвии в. Вике-Фрейберги)
- Концепт «власть» и специфика его реализации в текстах Древней Руси
- Литература
- «Концепты «Власть», «Страх» в политическом дискурсе сталинской эпохи (конец 20-х – начало 50-х годов хх века)»
- Литература
- Стилистическая модальность текста политической направленности
- Список цитированных текстов
- Конфликтное коммуникативное поведение собеседников в политическом интервью
- Литература
- Фразеологические вкрапления как средство создания выразительности в речи современных политиков
- Литература
- Метафоричеcкий образ Грузии на британских сайтах
- Метонимия в политических текстах
- Краткий сравнительный анализ отражения концепта «Власть» в русском фольклоре и сознании современного человека начала XXI века
- О принципах типологии советизмов
- Праворадикальный политический дискурс современной Великобритании
- Литература
- Формирование современного образа россии в текстах зарубежных сми
- Лошади в политическом обзоре
- Литература
- Проблема факта в политической коммуникации
- Литература
- О чем говорит «золотая середина» медиа-политического текста?
- О динамической модальности в политическом дискурсе
- Социальная политика здравоохранения: анализ американских и русских блогов
- Интернет-документы:
- Прецедентность как составляющая речевого портрета
- Как часть современного политического дискурса
- Оценочная метафора в фельетонах на политические темы
- Литература
- Фреймы низкой степени имплицитности в дискурсе костанайских политиков
- Литература
- Дискурс-анализ межкультурного конфликта
- Антропоморфизм власти (особенности концептуального анализа)
- Политические метафоры: особенности публицистического дискурса
- Репрезентация слота «деятельность компании» в англоязычных бизнес-новостях
- Гендерные стратегии в предвыборно-агитационном длискурсе
- Обсуждение егэ: коммуникативная компетенция представителей власти и общественности
- Роль метафоры в политической коммуникации1
- Политический роман в современной политической коммуникации
- Англоязычные политические аббревиатуры в русском политическом дискурсе
- О современных лингвистических терминах языковой игры в политической речи
- Литература
- Стертая антропоморфная метафора как средство формирования языковой политической модели мира
- Литература
- Время сновидений: нарратив войны в латышской политической логосфере
- Роль мемуаров в создании политического имиджа
- Литература
- Какого цвета кризис в России?
- Подходы к убеждению в западной коммуникативистике
- «Молочный конфликт» между Россией и Белоруссией в освещении сми: от войны к миру
- Концептуализация зла в политическом дискурсе России и сша
- Слова президента: к вопросу о языковом взаимодействии николя саркози и современного французского общества
- Интертекстуальные игры в медиа-политическом дискурсе
- Персуазивные риторические средства в политических плакатах (на материале плакатов гдр)
- Литература
- Особенности реализации коммуникативных стратегий в предвыборном дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Некоторые особенности концептов президент и president
- Литература
- Болгарские выборы на фоне глобального кризиса
- Отзоонимные прилагательные в современных сми
- Прецедентные феномены со сферой-источником «Политика» в рекламном дискурсе
- Литература
- Цитаты из анекдотов в постсоветском политическом дискурсе
- Казахстанская монархическая метафора
- Сведения об авторах
- «Современная политическая коммуникация»
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26