Особенности реализации коммуникативных стратегий в предвыборном дискурсе
1. Многочисленные исследования речевого общения, в том числе и в рамках персуазивного дискурса, подтверждают, на наш взгляд, предположение о том, что «речевая коммуникация – это стратегический процесс, базисом для него является выбор оптимальных языковых ресурсов» [Иссерс 2008: 10]. В монографии «Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации» А.П. Чудинов рассматривает коммуникативную стратегию как «планирование в максимально обобщенном виде», коммуникативную тактику – как «конкретные способы реализации стратегии» [Чудинов 2003: 48]. О.Л. Михалёва под коммуникативной стратегией понимает «план оптимальной реализации коммуникативных намерений, учитывающий объективные и субъективные факторы и условия, в которых протекает акт коммуникации и которые, в свою очередь, обусловливают не только внешнюю и внутреннюю структуру текста, но и использование определенных языковых средств» [Михалёва 2009: 45]. Для реализации выбранной коммуникативной стратегии используется определенный набор тактик, или конкретных этапов, предопределенных «интенцией говорящего», эксплицированных «совокупностью приемов, обусловливающих применение языковых средств» [ibid.]. О.Н. Паршина считает, что при рассмотрении причин, предопределяющих выбор коммуникантом речевых стратегий, следует учитывать конечную цель коммуникации, которую ученый понимает как «прогнозируемое искомое, как представление о результате, который должен быть достигнут по отношению к адресату» [Паршина 2007: 11].
2. Для изучения особенностей реализации коммуникативных стратегий в политическом дискурсе на основе методики случайной выборки нами было выделено по три текста предвыборных выступлений кандидата на пост президента нашей страны от партии «Единая Россия» Д.А. Медведева и кандидата на пост президента США от демократической партии Б.Х. Обамы. Все речи были произнесены коммуникантами во время президентских кампаний 2008 года, что свидетельствует о единстве тематической направленности отобранных текстов и идентичности коммуникативных интенций политиков. В настоящей работе мы опираемся на предлагаемую О.Н. Паршиной систему классификации коммуникативных стратегий и тактик, как наиболее релевантную целям нашего исследования.
3. Проанализировав тексты выступлений, мы обнаружили, что к числу наиболее частотных коммуникативных тактик, представленных в текстах выступлений российского политика, относятся: тактика отождествления, тактика солидаризации с адресатом, обеспечивающие реализацию стратегии самопрезентации; тактика признания существования проблемы, тактика акцентирования положительной информации, тактика разъяснения, тактика рассмотрения проблемы под новым углом зрения, тактика указания на путь решения проблемы, являющиеся специализированными в использовании коммуникантами информационно-интерпретационной стратегии; тактика единения, тактика обращения к эмоциям адресата, тактика учета ценностных ориентиров адресата являются специфическими способами реализации стратегии формирования эмоционального настроя адресата (по мнению автора, коммуникативная стратегия формирования эмоционального настроя адресата, так же, как и информационно-интерпретационная стратегия, относятся к стратегиям удержания власти); тактика контрастивного (сопоставительного) анализа и тактика указания на перспективу реализуют аргументативную стратегию, которая рассматривается как стратегия убеждения адресата.
4. В текстах предвыборных выступлений Б.Х.Обамы нами выявлены речевые маркеры реализации следующих стратегий и тактик: тактики отождествления, тактики солидаризации с адресатом, тактики оппозиционирования (стратегия самопрезентации); тактик, являющихся специализированными в использовании коммуникантами стратегии дискредитации и нападения – тактики обвинения, тактики оскорбления; демагогических приемов и манипулятивных тактик, составляющих содержание манипулятивной стратегии; тактики оспоривания, тактики критики (специализированных в реализации стратегии самозащиты). В соответствии с рассматриваемой системой классификации речевых стратегий и тактик, стратегию дискредитации и нападения, стратегию самозащиты и манипулятивную стратегию следует рассматривать как стратегии борьбы за власть. Специализированные тактики, обеспечивающие реализацию информационно-интерпретационной стратегии и стратегии формирования эмоционального настроя адресата (стратегии удержания власти) представлены в полном объеме. Для реализации стратегии убеждения адресата Б.Х. Обама использует как тактики контрастивного (сопоставительного) анализа и тактики указания на перспективу, реализующие аргументативную стратегию, так и тактику обещания и призыва, характерные для агитационной стратегии.
5. Выделив и сопоставив комплекс коммуникативных стратегий и тактик, использованных политиками в рамках дискурса кампании по выборам президента в США и России, мы можем проследить как общие тенденции в планировании коммуникативных намерений, так и специфические особенности организации исследуемых дискурсов. Наряду с речевыми стратегиями, выбор которых кажется ожидаемым (учитывая конечную цель коммуникации и условия, в которых были осуществлены исследуемые коммуникативные акты), мы обнаружили и тот факт, что, баллотируясь на пост президента, оба коммуниканта используют стратегии удержания власти, причем в арсенале стратегий и тактик, реализованных будущим президентом России (в отличие от американского кандидата), речевых маркеров стратегий борьбы за власть не выявлено. Подобный выбор объясняется, на наш взгляд, дискурсивными особенностями президентских кампаний и может рассматриваться как обладающий манипулятивным потенциалом имплицитный прием «демонстрации силы», способствующий достижению прогнозируемого результата.
- Содержание
- Лингвистическая экспертиза: опасность семантической валентности
- Литература
- К вопросу о развитии жанра официального веб-сайта в современном политическом дискурсе
- Литература
- Политика противопожарной безопасности в сми
- Образ России в зеркале концептуальной метафоры (на материале политического телешоу «к барьеру»)
- Любите ли вы демократию? (Оценочный потенциал общественной лексики)
- Речевые приемы коррекции модели мира адресата в политическом дискурсе (на примере предвыборных агитационных материалов кандидатов на пост главы города Нижний Тагил, 2008 г.)
- Литература
- Лингвистическая советология в годы холодной войны1
- Блогосфера: особенности политического дискурса
- Имплицитное представление политического в таблоидных изданиях
- Метафорическая модель «Мигрант – это раб»
- Литература
- Прецедентные имена советских политических лидеров в поэзии ю. Шевчука
- Литература
- Советские прецедентные феномены
- Образ молодежи в политической коммуникации кпрф
- Речевое воздействие комикса как средства политической коммуникации
- Литература
- Реализация образовательной политики в британских и российских сми
- Коммуникативные стратегии и тактики в дискурсе «восьмидневной войны»
- Образы старых и новых «хозяев жизни»: концепты светский и гламурный в современном русском языке
- Языковые средства выражения оценки в современном российском официальном политическом дискурсе
- Литература
- Интент-анализ грамматических категорий в политических текстах
- Литература
- Авторитет ученого и частный случай расширения значения слова и сферы его употребления в современной общественно-политической жизни
- Литература
- Языковая политика в Республике Казахстан
- Литература
- Дискурс извинения в японо-китайский отношениях по вопросу военного конфликта в Нанкине
- Литература
- Языковые средства оценки общественно-политической жизни в россии (на материале французских политических дискурсов)
- Культурно-языковой знак как единица лингвокультурологического исследования политического дискурса
- Литература
- Стереотипы в предвыборных текстах
- Литература
- «Кремлевский репортаж» начала XXI века: метаморфозы жанра
- Литература
- Фамильярность как характерная черта современного российского политического дискурса
- Литература
- Политический подтекст околонаучных текстов, адресованных в управленческие структуры региона
- К вопросу о метафоре сосед в публицистическом дискурсе казахстана
- Литература
- Речевое преступление как проявление конфликтности политической коммуникации
- Литература
- Персональные сайты пермских политиков глазами лингвиста1
- О структуре имиджа лидера в американском политическом дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Речевая агрессия как следствие агональности политического дискурса
- Литература
- Ирония в политическом интервью
- Литература
- О лингвитическом исследовании политической метафоры
- Quid hoc hominis est? // Что это за человек? (этнокультурный портрет президента Латвии в. Вике-Фрейберги)
- Концепт «власть» и специфика его реализации в текстах Древней Руси
- Литература
- «Концепты «Власть», «Страх» в политическом дискурсе сталинской эпохи (конец 20-х – начало 50-х годов хх века)»
- Литература
- Стилистическая модальность текста политической направленности
- Список цитированных текстов
- Конфликтное коммуникативное поведение собеседников в политическом интервью
- Литература
- Фразеологические вкрапления как средство создания выразительности в речи современных политиков
- Литература
- Метафоричеcкий образ Грузии на британских сайтах
- Метонимия в политических текстах
- Краткий сравнительный анализ отражения концепта «Власть» в русском фольклоре и сознании современного человека начала XXI века
- О принципах типологии советизмов
- Праворадикальный политический дискурс современной Великобритании
- Литература
- Формирование современного образа россии в текстах зарубежных сми
- Лошади в политическом обзоре
- Литература
- Проблема факта в политической коммуникации
- Литература
- О чем говорит «золотая середина» медиа-политического текста?
- О динамической модальности в политическом дискурсе
- Социальная политика здравоохранения: анализ американских и русских блогов
- Интернет-документы:
- Прецедентность как составляющая речевого портрета
- Как часть современного политического дискурса
- Оценочная метафора в фельетонах на политические темы
- Литература
- Фреймы низкой степени имплицитности в дискурсе костанайских политиков
- Литература
- Дискурс-анализ межкультурного конфликта
- Антропоморфизм власти (особенности концептуального анализа)
- Политические метафоры: особенности публицистического дискурса
- Репрезентация слота «деятельность компании» в англоязычных бизнес-новостях
- Гендерные стратегии в предвыборно-агитационном длискурсе
- Обсуждение егэ: коммуникативная компетенция представителей власти и общественности
- Роль метафоры в политической коммуникации1
- Политический роман в современной политической коммуникации
- Англоязычные политические аббревиатуры в русском политическом дискурсе
- О современных лингвистических терминах языковой игры в политической речи
- Литература
- Стертая антропоморфная метафора как средство формирования языковой политической модели мира
- Литература
- Время сновидений: нарратив войны в латышской политической логосфере
- Роль мемуаров в создании политического имиджа
- Литература
- Какого цвета кризис в России?
- Подходы к убеждению в западной коммуникативистике
- «Молочный конфликт» между Россией и Белоруссией в освещении сми: от войны к миру
- Концептуализация зла в политическом дискурсе России и сша
- Слова президента: к вопросу о языковом взаимодействии николя саркози и современного французского общества
- Интертекстуальные игры в медиа-политическом дискурсе
- Персуазивные риторические средства в политических плакатах (на материале плакатов гдр)
- Литература
- Особенности реализации коммуникативных стратегий в предвыборном дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Некоторые особенности концептов президент и president
- Литература
- Болгарские выборы на фоне глобального кризиса
- Отзоонимные прилагательные в современных сми
- Прецедентные феномены со сферой-источником «Политика» в рекламном дискурсе
- Литература
- Цитаты из анекдотов в постсоветском политическом дискурсе
- Казахстанская монархическая метафора
- Сведения об авторах
- «Современная политическая коммуникация»
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26