logo
modern_communication

Персональные сайты пермских политиков глазами лингвиста1

Анализ политического дискурса в рунете показывает, что интернет как новая речевая среда не меняет цель и функцио­нально-стилистический статус политической коммуникации, но привносит в нее дополнительные возможности. Коммуникатив­ные стратегии и тактики политиков хорошо прослеживаются че­рез содержательное наполнение интернет-ресурсов и наличия интерактивного инструментария. Это отчетливо видно на при­мере такой жанровой формы политического дискурса в рунете, как персональный сайт.

В идеальном варианте сайт политического деятеля может и должен выполнять сразу несколько PR-функций: выступать источником информации о политическом деятеле, привлекать сторонников, поддерживать дискуссию на объявленную тему и оценивать текущее состояние общественного мнения, выпол­нять роль виртуальной общественной приемной, а также коор­динатора во время предвыборной кампании. Совмещаясь в вир­туальной реальности, этот комплекс функций приобретает новое качество: появляется возможность вовлечь в политический про­цесс более широкие слои населения, сделать общение (в усло­виях анонимности и дистантности) максимально доверитель­ным. Однако эта модель реализации комплекса функций поли­тического веб-сайта чаще всего так и остается идеальной и реа­лизуется в каждом конкретном случае частично. Встречаются сайты с практически не обновляемой информацией, включаю­щие только официальную биографию политика и тексты выступ­лений или набор цитат; сайты с обновляемой разноплановой информацией, но без предоставления возможностей обратной связи; а также сайты, где в разной степени реализуется инте­рактивность как важная составляющая веб-технологий: прово­дятся интернет-голосования, устраиваются дискуссии.

На первый взгляд, по типу последних сайтов функциони­рует, к примеру, сайт мэра г. Перми Игоря Шубина. Страница в рунете находится по адресу www.shubin.perm.ru и состоит из следующих разделов: Главная, Биография, Интернет-дневник, Контакты, Моя Пермь, Мультимедийный архив, Вопросы и ответы, Нужна идея?/Есть идея?, Оn-line опросы и Интернет-конференция. Как видно из названий разделов сайта, в целом он отличается официальностью, стандартизованностью, что ха­рактерно для институционального типа дискурса. Показательно, что биография дана не от первого лица, не как автобиография, а как сухое, неличностное изложение этапов карьерного роста главы города. Интернет-дневник, несмотря на обозначенный жанр дневника, никак с ним не соотносится: вместо размышле­ний должностного лица по поводу важных для города проблем здесь приводятся тексты аудио выступлений Игоря Шубина на различные темы. Примечательно, что последний такой текст (Перспективы развития городского электротранспорта г. Перми) выложен на сайт 13 октября 2008 года, то есть полгода назад. В разделе Контакты приводятся всего лишь телефоны администрации города. Содержание Мультимедийного архива также не соответствует заявленному: вместо одновременного использования различных форм (аудио-, видео-) представления информации здесь в обычном текстовом варианте дается исто­рия пермской городской думы с 1994 года – «Новейшая история самоуправления по-пермски». Особой – на этот раз личностной, субъективной – тональностью отличается лишь один раздел сайта – Моя Пермь. В нем политик почти художественно повест­вует о родном городе в связи со своей жизнью в разные пе­риоды, начиная с детских лет.

Общение с электоратом осуществляется в рубриках: Нужна идея?/Есть идея? (заинтересованные жители города ос­тавляют свои предложения к поправкам местных законов), Оn-line опросы (происходит голосование посетителей сайта для вы­ражения их мнения по поставленным проблемам), Вопросы и ответы (посетители сайта оставляют интересующие их во­просы и свои координаты, а потом прочитывают ответы мэра). И все же возможности интерактивного общения главы города с посетителями его персонального сайта используются далеко не на сто процентов. Так, в рубрике Вопросы и ответы последний ответ дан месяц назад, а последний оn-line опрос проводился вообще полгода назад. Показательны результаты голосования посетителей Пермского регионального сервера www.perm.ru, которые свидетельствуют о довольно низкой заинтересованно­сти проблемами социально-политической жизни Прикамья (лишь 12 % опрашиваемых интересуются политикой).

Анализ интернет-ресурсов пермского политического дис­курса показывает, что хотя рунет и используется политиками как реальный интерактивный канал связи с населением и выступает как инструмент политического влияния на электорат, особенно в период предвыборных кампаний, однако в целом в политиче­ском дискурсе Перми виртуальное пространство используется все же недостаточно, в частности, не в полной мере задейство­ваны такие инструменты создания интерактивной коммуникации, как электронная почта, форум, гостевая книга, онлайн-опросы, блоги, а также система поиска, раздел для средств массовой информации и т. п. Политики относятся к созданию персональ­ных сайтов как к модному веянию, не следовать которому пло­хой тон. И пока ситуация существенно не изменится, влияние политического дискурса в рунете на реальный (невиртуальный) политический процесс не будет по-настоящему заметным.

© Карпова Т.Б., 2009

Карпушева А.В.

Барнаул, Россия