logo
modern_communication

Формирование современного образа россии в текстах зарубежных сми

Средства массовой информации (СМИ), безусловно, играют ведущую роль в формировании и пропаганде образа России. Образ России, который создается современными СМИ имеет противоречивый характер. Существующая риторика в отношении России и руководства страны обусловлена политическими пристрастиями и пропагандистскими задачами журналистов и политологов, выражающих свою позицию посредством текста СМИ. Для воздействия на аудиторию журналисты могут прибегать к различным стилистическим приемам, создавать определенного рода политические метафоры, аллюзии, ассоциации. Нам представляется интересным проанализировать, каким образом посредством заголовка как квинтесенции содержания той или иной статьи, реализуются задачи пропаганды.

В этой связи необходимо отметить тот факт, что как и сам текст, заголовок способен управлять процессом понимания: начиная с первых же осмысленных единиц деления, у индивида формируется установка, связанная с прогнозированием дальнейшего содержания текста, активизируются психические процессы, такие как информационное предвосхищение и цикличность когнитивной обработки, осуществляется процесс семантической преднастройки. Феномен семантической преднастройки «работает» в заголовках таким образом, что настраивает реципиента на определенное восприятие информации. Многие современные реципиенты в силу нехватки времени или из-за экономии усилий в процессе переработки колоссального объема информации могут ограничиться только чтением заголовков без чтения самих текстов статей, поэтому свои суждения они будут формировать на основе заголовков. Но зачастую, тон заголовка не совпадает с тоном статьи, которой он предшествует и резюмирует, в некотором роде. Безусловно, необходимо учитывать, что написание заголовка отвечает определенным «законам жанра»: он должен быть броским, лаконичным, емким. И для реализации этих целей журналисты используют все возможные вербальные средства воздейственности в ущерб здравому смыслу, но не в ущерб определенной пропаганде.

Нами были проанализированы около 100 заголовков статей о России за период 2007-2009 гг., представленных на сайте INOsmi. Проанализировав сами статьи, мы пришли к выводу о том, что тот образ России и власти в стране, который формируется после прочтения большинства заголовков, оказывается более негативным, нежели в после прочтения большинства корпусов текстов самих статей.

Приведем ряд примеров аутентичных заголовков статей и вариантов их перевода, представленных на сайте INOsmi. Обаяние тирании («The Wall Street Journal», США); Как подтасовывались выборы; A Managed Election («The Guardian», Великобритания); Смесь беспощадности с дипломатией; Wladimir PutinDer Marionettenspieler («Financial Times Deutschland», Германия) В. Путин – кукловод; Who holds The Royal Scepter? V.V.Putin («The Weekly Standard», США) Кто это – с царским скипетром в руках? В.В. Путин; Democracy, Soviet-style («The Economist», Великобритания) Демократия, но по-советски; Putin The Great («The Wall Street Journal», США) Путин Великий; За спинами убийц – мрачная правда путинской России («Sunday Herald», Великобритания); Единственный способ борьбы с путинской угрозой («The Times», Великобритания); Блэр прогибается под все более страшную Россию («The Times», Великобритания); Protests, rallies and arrests: Russia gears up for election («The Independent», Великобритания); Paranoia russe («Le Figaro», Франция) Российская паранойя; Putin the Terrible, we love you («The Sunday Times», Великобритания) Мы любим тебя, Путин, Великий и Ужасный; «Кузькина мать» Владимира Путина и Украина («Украинская правда», Украина); Русский медведь проснулся от зимней спячки («Al Watan», Арабская пресса); The Evil Empire Strikes Back («Forbes», США); ) Russia's Arctic Plays Concern Region («Forbes», США) Игры России в Арктике вызывают озабоченность у стран региона; Putin's posings is a classic example of political porn («The Irish Times», Ирландия) Позирование Путина – классический пример политической порнографии.

В заголовках рисуется мрачный и враждебный образ России, они отсылают к образу СССР, царизму. Очевидно, что в сознании европейцев и американцев СССР ассоциируется с образом врага, «холодной войной», а царизм – с имперскими амбициями России. Использование слов с негативной коннотацией, а также связанных с военной тематикой и применением силы еще больше способствуют негативному настрою. Можно говорить об определенной негативной семантической преднастройке. В самих текстах авторы, несмотря на критику и нелестные отзывы относительно проводимой внутренней и внешней политики, проводят сравнительный исторический анализ. Журналисты подчеркивают, что Россия и российский народ пережили большие потрясения после распада СССР, поэтому зачастую оправдывают позицию России и действия ее власти по некоторым вопросам и признают, что мировое сообщество вынуждено считаться с амбициями России, которая вновь сильна и уверена в себе: она встала с колен, вновь обрела политический и экономический вес, может напористо оказывать давление на партнеров с ней приходится считаться. Образ России и власти продолжает быть напрямую связан с президентом, а в настоящий момент премьером – Путиным, который остается одним из самых популярных политиков, вызывающих интерес и уважение.

© Леви Ю.Э., 2009

Макеева С.О.

Екатеринбург, Россия