Формирование современного образа россии в текстах зарубежных сми
Средства массовой информации (СМИ), безусловно, играют ведущую роль в формировании и пропаганде образа России. Образ России, который создается современными СМИ имеет противоречивый характер. Существующая риторика в отношении России и руководства страны обусловлена политическими пристрастиями и пропагандистскими задачами журналистов и политологов, выражающих свою позицию посредством текста СМИ. Для воздействия на аудиторию журналисты могут прибегать к различным стилистическим приемам, создавать определенного рода политические метафоры, аллюзии, ассоциации. Нам представляется интересным проанализировать, каким образом посредством заголовка как квинтесенции содержания той или иной статьи, реализуются задачи пропаганды.
В этой связи необходимо отметить тот факт, что как и сам текст, заголовок способен управлять процессом понимания: начиная с первых же осмысленных единиц деления, у индивида формируется установка, связанная с прогнозированием дальнейшего содержания текста, активизируются психические процессы, такие как информационное предвосхищение и цикличность когнитивной обработки, осуществляется процесс семантической преднастройки. Феномен семантической преднастройки «работает» в заголовках таким образом, что настраивает реципиента на определенное восприятие информации. Многие современные реципиенты в силу нехватки времени или из-за экономии усилий в процессе переработки колоссального объема информации могут ограничиться только чтением заголовков без чтения самих текстов статей, поэтому свои суждения они будут формировать на основе заголовков. Но зачастую, тон заголовка не совпадает с тоном статьи, которой он предшествует и резюмирует, в некотором роде. Безусловно, необходимо учитывать, что написание заголовка отвечает определенным «законам жанра»: он должен быть броским, лаконичным, емким. И для реализации этих целей журналисты используют все возможные вербальные средства воздейственности в ущерб здравому смыслу, но не в ущерб определенной пропаганде.
Нами были проанализированы около 100 заголовков статей о России за период 2007-2009 гг., представленных на сайте INOsmi. Проанализировав сами статьи, мы пришли к выводу о том, что тот образ России и власти в стране, который формируется после прочтения большинства заголовков, оказывается более негативным, нежели в после прочтения большинства корпусов текстов самих статей.
Приведем ряд примеров аутентичных заголовков статей и вариантов их перевода, представленных на сайте INOsmi. Обаяние тирании («The Wall Street Journal», США); Как подтасовывались выборы; A Managed Election («The Guardian», Великобритания); Смесь беспощадности с дипломатией; Wladimir Putin – Der Marionettenspieler («Financial Times Deutschland», Германия) В. Путин – кукловод; Who holds The Royal Scepter? V.V.Putin («The Weekly Standard», США) Кто это – с царским скипетром в руках? В.В. Путин; Democracy, Soviet-style («The Economist», Великобритания) Демократия, но по-советски; Putin The Great («The Wall Street Journal», США) Путин Великий; За спинами убийц – мрачная правда путинской России («Sunday Herald», Великобритания); Единственный способ борьбы с путинской угрозой («The Times», Великобритания); Блэр прогибается под все более страшную Россию («The Times», Великобритания); Protests, rallies and arrests: Russia gears up for election («The Independent», Великобритания); Paranoia russe («Le Figaro», Франция) Российская паранойя; Putin the Terrible, we love you («The Sunday Times», Великобритания) Мы любим тебя, Путин, Великий и Ужасный; «Кузькина мать» Владимира Путина и Украина («Украинская правда», Украина); Русский медведь проснулся от зимней спячки («Al Watan», Арабская пресса); The Evil Empire Strikes Back («Forbes», США); ) Russia's Arctic Plays Concern Region («Forbes», США) Игры России в Арктике вызывают озабоченность у стран региона; Putin's posings is a classic example of political porn («The Irish Times», Ирландия) Позирование Путина – классический пример политической порнографии.
В заголовках рисуется мрачный и враждебный образ России, они отсылают к образу СССР, царизму. Очевидно, что в сознании европейцев и американцев СССР ассоциируется с образом врага, «холодной войной», а царизм – с имперскими амбициями России. Использование слов с негативной коннотацией, а также связанных с военной тематикой и применением силы еще больше способствуют негативному настрою. Можно говорить об определенной негативной семантической преднастройке. В самих текстах авторы, несмотря на критику и нелестные отзывы относительно проводимой внутренней и внешней политики, проводят сравнительный исторический анализ. Журналисты подчеркивают, что Россия и российский народ пережили большие потрясения после распада СССР, поэтому зачастую оправдывают позицию России и действия ее власти по некоторым вопросам и признают, что мировое сообщество вынуждено считаться с амбициями России, которая вновь сильна и уверена в себе: она встала с колен, вновь обрела политический и экономический вес, может напористо оказывать давление на партнеров с ней приходится считаться. Образ России и власти продолжает быть напрямую связан с президентом, а в настоящий момент премьером – Путиным, который остается одним из самых популярных политиков, вызывающих интерес и уважение.
© Леви Ю.Э., 2009
Макеева С.О.
Екатеринбург, Россия
- Содержание
- Лингвистическая экспертиза: опасность семантической валентности
- Литература
- К вопросу о развитии жанра официального веб-сайта в современном политическом дискурсе
- Литература
- Политика противопожарной безопасности в сми
- Образ России в зеркале концептуальной метафоры (на материале политического телешоу «к барьеру»)
- Любите ли вы демократию? (Оценочный потенциал общественной лексики)
- Речевые приемы коррекции модели мира адресата в политическом дискурсе (на примере предвыборных агитационных материалов кандидатов на пост главы города Нижний Тагил, 2008 г.)
- Литература
- Лингвистическая советология в годы холодной войны1
- Блогосфера: особенности политического дискурса
- Имплицитное представление политического в таблоидных изданиях
- Метафорическая модель «Мигрант – это раб»
- Литература
- Прецедентные имена советских политических лидеров в поэзии ю. Шевчука
- Литература
- Советские прецедентные феномены
- Образ молодежи в политической коммуникации кпрф
- Речевое воздействие комикса как средства политической коммуникации
- Литература
- Реализация образовательной политики в британских и российских сми
- Коммуникативные стратегии и тактики в дискурсе «восьмидневной войны»
- Образы старых и новых «хозяев жизни»: концепты светский и гламурный в современном русском языке
- Языковые средства выражения оценки в современном российском официальном политическом дискурсе
- Литература
- Интент-анализ грамматических категорий в политических текстах
- Литература
- Авторитет ученого и частный случай расширения значения слова и сферы его употребления в современной общественно-политической жизни
- Литература
- Языковая политика в Республике Казахстан
- Литература
- Дискурс извинения в японо-китайский отношениях по вопросу военного конфликта в Нанкине
- Литература
- Языковые средства оценки общественно-политической жизни в россии (на материале французских политических дискурсов)
- Культурно-языковой знак как единица лингвокультурологического исследования политического дискурса
- Литература
- Стереотипы в предвыборных текстах
- Литература
- «Кремлевский репортаж» начала XXI века: метаморфозы жанра
- Литература
- Фамильярность как характерная черта современного российского политического дискурса
- Литература
- Политический подтекст околонаучных текстов, адресованных в управленческие структуры региона
- К вопросу о метафоре сосед в публицистическом дискурсе казахстана
- Литература
- Речевое преступление как проявление конфликтности политической коммуникации
- Литература
- Персональные сайты пермских политиков глазами лингвиста1
- О структуре имиджа лидера в американском политическом дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Речевая агрессия как следствие агональности политического дискурса
- Литература
- Ирония в политическом интервью
- Литература
- О лингвитическом исследовании политической метафоры
- Quid hoc hominis est? // Что это за человек? (этнокультурный портрет президента Латвии в. Вике-Фрейберги)
- Концепт «власть» и специфика его реализации в текстах Древней Руси
- Литература
- «Концепты «Власть», «Страх» в политическом дискурсе сталинской эпохи (конец 20-х – начало 50-х годов хх века)»
- Литература
- Стилистическая модальность текста политической направленности
- Список цитированных текстов
- Конфликтное коммуникативное поведение собеседников в политическом интервью
- Литература
- Фразеологические вкрапления как средство создания выразительности в речи современных политиков
- Литература
- Метафоричеcкий образ Грузии на британских сайтах
- Метонимия в политических текстах
- Краткий сравнительный анализ отражения концепта «Власть» в русском фольклоре и сознании современного человека начала XXI века
- О принципах типологии советизмов
- Праворадикальный политический дискурс современной Великобритании
- Литература
- Формирование современного образа россии в текстах зарубежных сми
- Лошади в политическом обзоре
- Литература
- Проблема факта в политической коммуникации
- Литература
- О чем говорит «золотая середина» медиа-политического текста?
- О динамической модальности в политическом дискурсе
- Социальная политика здравоохранения: анализ американских и русских блогов
- Интернет-документы:
- Прецедентность как составляющая речевого портрета
- Как часть современного политического дискурса
- Оценочная метафора в фельетонах на политические темы
- Литература
- Фреймы низкой степени имплицитности в дискурсе костанайских политиков
- Литература
- Дискурс-анализ межкультурного конфликта
- Антропоморфизм власти (особенности концептуального анализа)
- Политические метафоры: особенности публицистического дискурса
- Репрезентация слота «деятельность компании» в англоязычных бизнес-новостях
- Гендерные стратегии в предвыборно-агитационном длискурсе
- Обсуждение егэ: коммуникативная компетенция представителей власти и общественности
- Роль метафоры в политической коммуникации1
- Политический роман в современной политической коммуникации
- Англоязычные политические аббревиатуры в русском политическом дискурсе
- О современных лингвистических терминах языковой игры в политической речи
- Литература
- Стертая антропоморфная метафора как средство формирования языковой политической модели мира
- Литература
- Время сновидений: нарратив войны в латышской политической логосфере
- Роль мемуаров в создании политического имиджа
- Литература
- Какого цвета кризис в России?
- Подходы к убеждению в западной коммуникативистике
- «Молочный конфликт» между Россией и Белоруссией в освещении сми: от войны к миру
- Концептуализация зла в политическом дискурсе России и сша
- Слова президента: к вопросу о языковом взаимодействии николя саркози и современного французского общества
- Интертекстуальные игры в медиа-политическом дискурсе
- Персуазивные риторические средства в политических плакатах (на материале плакатов гдр)
- Литература
- Особенности реализации коммуникативных стратегий в предвыборном дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Некоторые особенности концептов президент и president
- Литература
- Болгарские выборы на фоне глобального кризиса
- Отзоонимные прилагательные в современных сми
- Прецедентные феномены со сферой-источником «Политика» в рекламном дискурсе
- Литература
- Цитаты из анекдотов в постсоветском политическом дискурсе
- Казахстанская монархическая метафора
- Сведения об авторах
- «Современная политическая коммуникация»
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26