logo
modern_communication

О структуре имиджа лидера в американском политическом дискурсе

В последнее время имидж личности приобретает все большее значение в жизни общества. Формирование положи­тельного имиджа становится первостепенной задачей для мно­гих общественных деятелей. Сферой наиболее активного и осознанного имиджеобразования становится политический дис­курс в связи с прямой зависимостью положения и статуса чи­новника от общественного мнения. Недавние выборы прези­дента США могут рассматриваться как наиболее яркий пример формирования имиджа в американском политическом дискурсе.

Анализ предвыборных выступлений Барака Обамы пока­зывает, что имидж кандидата в президенты состоял из ряда ком­муникативных ролей, опосредованных речевыми актами само­презентации, реализация которых вела к акцентированию опре­деленных личностных особенностей и характеристик. Естест­венно, эти характеристики были выбраны в качестве имиджеоб­разующих не только на основе тех свойств личности, которые являлись доминирующими в характере тогда еще кандидата в президенты Барака Обамы, но и на основе тех личностных ли­дерских черт, которые приветствуются и одобряются обществом в результате сложившейся национальной традиции и приобре­тенного исторического опыта. Имидж сенатора Обамы во время его предвыборной кампании состоял из актуализации следующих коммуникативных ролей (масок), которым мы условно дали на­звания: «Патриот», «Стратег», «Честный Человек», «Борец», «Самодостаточный Лидер», «Хозяин». Последняя из перечис­ленных коммуникативных ролей распадалась на две речевые маски «Представитель Народа» и «Individualist». Роль «Пат­риот» представляла собой доминанту имиджа, что, в общем, вполне, объяснимо, так как для человека любовь к стране, инте­ресы которой он должен представлять и защищать, является оп­ределяющим фактором при его избрании в президенты. Все ос­тальные коммуникативные роли являлись сопутствующими этой доминанте ролями. Речевая маска «Патриот» демонстрировала вполне определенные качества личности: преданность своей нации, любовь к своему народу, защита, прежде всего, его инте­ресов, подчинение личных целей государственным, поэтому ре­чевой акт самопрезентации в рамках этой роли осуществлялся через косвенное вербальное выражение патриотических чувств. «Throughout my life, I have always taken my deep and abiding love for this country as a given.» (Barack Obama, http://usliberals.about.com) Коммуникативная маска «Стратег» реа­лизовалась посредством речевых актов самопрезентации, которые содержали определенную модель того, какие шаги сле­дует или не следует предпринимать в той или иной проблемной ситуации. Речевая роль «Честный Человек» служила тому, чтобы обозначить искренность и серьезность намерений говоря­щего: «Ill be honest with you.», «The truth is…» , «No ones going to deceive people…» (Barack Obama http://www.nytimes.com) и т.д.. Коммуникативная роль «Борец» демонстрировала типичную черту американского национального характера – не сдаваться ни при каких обстоятельствах и двигаться вперед к намеченной цели. В речевых актах самопрезентации, образовывавших дан­ную речевую маску, широко использовались модальные глаголы и слова, выражавшие активный настрой говорящего; «I had to think about this long and hard <…> But we seem to be stirring things up pretty good.» (Barack Obama, http://www.cbsnews.com) Коммуни­кативная роль «Хозяин» не менее прочно заняла свое место в иерархии ролей, составлявших имидж кандидата в пре­зиденты Барака Обамы. Она раскрывала, насколько хорошо по­литический лидер знает свою страну и то, что необходимо для ее дальнейшего развития. Эта роль распадалась на две другие коммуникативные роли, на первый взгляд, по своим названиям противоречащие друг другу, – «Представитель Народа» и «In­dividualist». Однако эти роли отражали два наиважнейших уме­ния политического лидера – умение прислушиваться к мнению других и умение принимать собственные решения на основе анализа полученной информации: «If the commanders tell me that they need X, Y and Z, in order to accomplish the very narrow mission that Ive laid out, than I will take that into consideration.» (Barack Obama http://www.nytimes.com). Коммуникативная маска «Individu­alist» имеет культурное и историческое основание и представляет собой неотъемлемую черту национального харак­тера. Она связана с индивидуалистическим типом культуры За­пада, где особенно ценится способность принимать собственные взвешенные решения. В связи с этим перевод ее ярлыка «Indi­vidualist» представляется нецелесообразным, тем более что созвучное русское слово «индивидуалист» не полностью соот­ветствует его семантической структуре, обладая яркой негатив­ной семой.

В связи с афро-американским происхождением Барака Обамы показательной стала коммуникативная роль «Самодос­таточный Лидер», которая предполагала демонстрацию отсутствия каких-либо комплексов по поводу внешности или происхо­ждения и наличия уникальных интеллектуальных способностей, компенсирующих любые физические и биографические нюансы. Реализации этой роли способствовала коммуникативная так­тика, которая изначально, по всей видимости, являлась психо­логической, эта тактика заключалась в превращении своих не­достатков в потенциальные достоинства: «I can be a more effec­tive messenger for some of my policy ideas because Ive lived in an­other country, because my father came from a small village in Africa. I think that allows me to communicate these ideas more effectively and I think that the world will take in what I have to say with a more open mind.» (Barack Obama, http://www.youtube.com).

Стоит отметить, что предвыборный имидж Барака Обамы был построен по принципу золотой середины. Все качества, ко­торые он демонстрировал как будущий лидер, составляли образ сбалансированной, гармоничной, взвешенной личности, нахо­дившейся в согласии с собой и окружающими. Возможно, именно это помогло сегодняшнему президенту Соединенных Штатов Америки одержать победу на выборах 2008 года, ведь для многих американцев он стал воплощением баланса, в кото­ром в последнее время их страна нуждалась больше всего.