О структуре имиджа лидера в американском политическом дискурсе
В последнее время имидж личности приобретает все большее значение в жизни общества. Формирование положительного имиджа становится первостепенной задачей для многих общественных деятелей. Сферой наиболее активного и осознанного имиджеобразования становится политический дискурс в связи с прямой зависимостью положения и статуса чиновника от общественного мнения. Недавние выборы президента США могут рассматриваться как наиболее яркий пример формирования имиджа в американском политическом дискурсе.
Анализ предвыборных выступлений Барака Обамы показывает, что имидж кандидата в президенты состоял из ряда коммуникативных ролей, опосредованных речевыми актами самопрезентации, реализация которых вела к акцентированию определенных личностных особенностей и характеристик. Естественно, эти характеристики были выбраны в качестве имиджеобразующих не только на основе тех свойств личности, которые являлись доминирующими в характере тогда еще кандидата в президенты Барака Обамы, но и на основе тех личностных лидерских черт, которые приветствуются и одобряются обществом в результате сложившейся национальной традиции и приобретенного исторического опыта. Имидж сенатора Обамы во время его предвыборной кампании состоял из актуализации следующих коммуникативных ролей (масок), которым мы условно дали названия: «Патриот», «Стратег», «Честный Человек», «Борец», «Самодостаточный Лидер», «Хозяин». Последняя из перечисленных коммуникативных ролей распадалась на две речевые маски «Представитель Народа» и «Individualist». Роль «Патриот» представляла собой доминанту имиджа, что, в общем, вполне, объяснимо, так как для человека любовь к стране, интересы которой он должен представлять и защищать, является определяющим фактором при его избрании в президенты. Все остальные коммуникативные роли являлись сопутствующими этой доминанте ролями. Речевая маска «Патриот» демонстрировала вполне определенные качества личности: преданность своей нации, любовь к своему народу, защита, прежде всего, его интересов, подчинение личных целей государственным, поэтому речевой акт самопрезентации в рамках этой роли осуществлялся через косвенное вербальное выражение патриотических чувств. «Throughout my life, I have always taken my deep and abiding love for this country as a given.» (Barack Obama, http://usliberals.about.com) Коммуникативная маска «Стратег» реализовалась посредством речевых актов самопрезентации, которые содержали определенную модель того, какие шаги следует или не следует предпринимать в той или иной проблемной ситуации. Речевая роль «Честный Человек» служила тому, чтобы обозначить искренность и серьезность намерений говорящего: «I’ll be honest with you.», «The truth is…» , «No one’s going to deceive people…» (Barack Obama http://www.nytimes.com) и т.д.. Коммуникативная роль «Борец» демонстрировала типичную черту американского национального характера – не сдаваться ни при каких обстоятельствах и двигаться вперед к намеченной цели. В речевых актах самопрезентации, образовывавших данную речевую маску, широко использовались модальные глаголы и слова, выражавшие активный настрой говорящего; «I had to think about this long and hard <…> But we seem to be stirring things up pretty good.» (Barack Obama, http://www.cbsnews.com) Коммуникативная роль «Хозяин» не менее прочно заняла свое место в иерархии ролей, составлявших имидж кандидата в президенты Барака Обамы. Она раскрывала, насколько хорошо политический лидер знает свою страну и то, что необходимо для ее дальнейшего развития. Эта роль распадалась на две другие коммуникативные роли, на первый взгляд, по своим названиям противоречащие друг другу, – «Представитель Народа» и «Individualist». Однако эти роли отражали два наиважнейших умения политического лидера – умение прислушиваться к мнению других и умение принимать собственные решения на основе анализа полученной информации: «If the commanders tell me that they need X, Y and Z, in order to accomplish the very narrow mission that I’ve laid out, than I will take that into consideration.» (Barack Obama http://www.nytimes.com). Коммуникативная маска «Individualist» имеет культурное и историческое основание и представляет собой неотъемлемую черту национального характера. Она связана с индивидуалистическим типом культуры Запада, где особенно ценится способность принимать собственные взвешенные решения. В связи с этим перевод ее ярлыка «Individualist» представляется нецелесообразным, тем более что созвучное русское слово «индивидуалист» не полностью соответствует его семантической структуре, обладая яркой негативной семой.
В связи с афро-американским происхождением Барака Обамы показательной стала коммуникативная роль «Самодостаточный Лидер», которая предполагала демонстрацию отсутствия каких-либо комплексов по поводу внешности или происхождения и наличия уникальных интеллектуальных способностей, компенсирующих любые физические и биографические нюансы. Реализации этой роли способствовала коммуникативная тактика, которая изначально, по всей видимости, являлась психологической, эта тактика заключалась в превращении своих недостатков в потенциальные достоинства: «I can be a more effective messenger for some of my policy ideas because I’ve lived in another country, because my father came from a small village in Africa. I think that allows me to communicate these ideas more effectively and I think that the world will take in what I have to say with a more open mind.» (Barack Obama, http://www.youtube.com).
Стоит отметить, что предвыборный имидж Барака Обамы был построен по принципу золотой середины. Все качества, которые он демонстрировал как будущий лидер, составляли образ сбалансированной, гармоничной, взвешенной личности, находившейся в согласии с собой и окружающими. Возможно, именно это помогло сегодняшнему президенту Соединенных Штатов Америки одержать победу на выборах 2008 года, ведь для многих американцев он стал воплощением баланса, в котором в последнее время их страна нуждалась больше всего.
- Содержание
- Лингвистическая экспертиза: опасность семантической валентности
- Литература
- К вопросу о развитии жанра официального веб-сайта в современном политическом дискурсе
- Литература
- Политика противопожарной безопасности в сми
- Образ России в зеркале концептуальной метафоры (на материале политического телешоу «к барьеру»)
- Любите ли вы демократию? (Оценочный потенциал общественной лексики)
- Речевые приемы коррекции модели мира адресата в политическом дискурсе (на примере предвыборных агитационных материалов кандидатов на пост главы города Нижний Тагил, 2008 г.)
- Литература
- Лингвистическая советология в годы холодной войны1
- Блогосфера: особенности политического дискурса
- Имплицитное представление политического в таблоидных изданиях
- Метафорическая модель «Мигрант – это раб»
- Литература
- Прецедентные имена советских политических лидеров в поэзии ю. Шевчука
- Литература
- Советские прецедентные феномены
- Образ молодежи в политической коммуникации кпрф
- Речевое воздействие комикса как средства политической коммуникации
- Литература
- Реализация образовательной политики в британских и российских сми
- Коммуникативные стратегии и тактики в дискурсе «восьмидневной войны»
- Образы старых и новых «хозяев жизни»: концепты светский и гламурный в современном русском языке
- Языковые средства выражения оценки в современном российском официальном политическом дискурсе
- Литература
- Интент-анализ грамматических категорий в политических текстах
- Литература
- Авторитет ученого и частный случай расширения значения слова и сферы его употребления в современной общественно-политической жизни
- Литература
- Языковая политика в Республике Казахстан
- Литература
- Дискурс извинения в японо-китайский отношениях по вопросу военного конфликта в Нанкине
- Литература
- Языковые средства оценки общественно-политической жизни в россии (на материале французских политических дискурсов)
- Культурно-языковой знак как единица лингвокультурологического исследования политического дискурса
- Литература
- Стереотипы в предвыборных текстах
- Литература
- «Кремлевский репортаж» начала XXI века: метаморфозы жанра
- Литература
- Фамильярность как характерная черта современного российского политического дискурса
- Литература
- Политический подтекст околонаучных текстов, адресованных в управленческие структуры региона
- К вопросу о метафоре сосед в публицистическом дискурсе казахстана
- Литература
- Речевое преступление как проявление конфликтности политической коммуникации
- Литература
- Персональные сайты пермских политиков глазами лингвиста1
- О структуре имиджа лидера в американском политическом дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Речевая агрессия как следствие агональности политического дискурса
- Литература
- Ирония в политическом интервью
- Литература
- О лингвитическом исследовании политической метафоры
- Quid hoc hominis est? // Что это за человек? (этнокультурный портрет президента Латвии в. Вике-Фрейберги)
- Концепт «власть» и специфика его реализации в текстах Древней Руси
- Литература
- «Концепты «Власть», «Страх» в политическом дискурсе сталинской эпохи (конец 20-х – начало 50-х годов хх века)»
- Литература
- Стилистическая модальность текста политической направленности
- Список цитированных текстов
- Конфликтное коммуникативное поведение собеседников в политическом интервью
- Литература
- Фразеологические вкрапления как средство создания выразительности в речи современных политиков
- Литература
- Метафоричеcкий образ Грузии на британских сайтах
- Метонимия в политических текстах
- Краткий сравнительный анализ отражения концепта «Власть» в русском фольклоре и сознании современного человека начала XXI века
- О принципах типологии советизмов
- Праворадикальный политический дискурс современной Великобритании
- Литература
- Формирование современного образа россии в текстах зарубежных сми
- Лошади в политическом обзоре
- Литература
- Проблема факта в политической коммуникации
- Литература
- О чем говорит «золотая середина» медиа-политического текста?
- О динамической модальности в политическом дискурсе
- Социальная политика здравоохранения: анализ американских и русских блогов
- Интернет-документы:
- Прецедентность как составляющая речевого портрета
- Как часть современного политического дискурса
- Оценочная метафора в фельетонах на политические темы
- Литература
- Фреймы низкой степени имплицитности в дискурсе костанайских политиков
- Литература
- Дискурс-анализ межкультурного конфликта
- Антропоморфизм власти (особенности концептуального анализа)
- Политические метафоры: особенности публицистического дискурса
- Репрезентация слота «деятельность компании» в англоязычных бизнес-новостях
- Гендерные стратегии в предвыборно-агитационном длискурсе
- Обсуждение егэ: коммуникативная компетенция представителей власти и общественности
- Роль метафоры в политической коммуникации1
- Политический роман в современной политической коммуникации
- Англоязычные политические аббревиатуры в русском политическом дискурсе
- О современных лингвистических терминах языковой игры в политической речи
- Литература
- Стертая антропоморфная метафора как средство формирования языковой политической модели мира
- Литература
- Время сновидений: нарратив войны в латышской политической логосфере
- Роль мемуаров в создании политического имиджа
- Литература
- Какого цвета кризис в России?
- Подходы к убеждению в западной коммуникативистике
- «Молочный конфликт» между Россией и Белоруссией в освещении сми: от войны к миру
- Концептуализация зла в политическом дискурсе России и сша
- Слова президента: к вопросу о языковом взаимодействии николя саркози и современного французского общества
- Интертекстуальные игры в медиа-политическом дискурсе
- Персуазивные риторические средства в политических плакатах (на материале плакатов гдр)
- Литература
- Особенности реализации коммуникативных стратегий в предвыборном дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Некоторые особенности концептов президент и president
- Литература
- Болгарские выборы на фоне глобального кризиса
- Отзоонимные прилагательные в современных сми
- Прецедентные феномены со сферой-источником «Политика» в рекламном дискурсе
- Литература
- Цитаты из анекдотов в постсоветском политическом дискурсе
- Казахстанская монархическая метафора
- Сведения об авторах
- «Современная политическая коммуникация»
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26