logo
modern_communication

Роль метафоры в политической коммуникации1

Экстралингвистическое значение метафоры состоит в том, что она осуществляет структурирование социально-политической реальности, поскольку задает основные смыслы процессов и явлений и легитимирует те или иные политические реалии. Содержащая скрытое сравнение метафора позволяет включить новый предмет в пространство уже известного. «Фундаментальная» (М. Фуко), «базисная» (Э. Маккормак), «ориентационная» (Д. Лакофф и М. Джонсон), «коренная» (С. Пеппер) выполняет особую роль в жизни общества, т.к. создает условия для понимания и осмысления феноменов, а также связывает понятия между собой, организует их в систему, затем детерминируя мышление и поведение отдельного человека и социума в целом.

Политическая метафора включает в себя целую программу действий, а также указания к их развертыванию на разных уровнях социальной жизни. В результате выдвижения политических метафор происходит целеполагание, т.е. продвижение желаемого в действительность, и, в конечном счете, целедостижение (Т. Парсонс), тем самым осуществляется стратегическое планирование и управление в масштабе государства, региона, города и т.д.

Политическая метафора не однозначна, ее содержание может уточняться, меняться, разрастаться. Участник политической коммуникации вкладывает в метафору (или «считывает» в ней) свои собственные личные (субъективные) смыслы. В связи с этим в метафоре возможно совмещение должного и желаемого. Следовательно, метафора может рассматриваться в качестве своеобразной бифуркационной точки, где обнаруживаются новые смыслы и происходит совпадение формальных и неформальных уровней политики (Л.Е. Бляхер). Так, например, предвыборный лозунг «Единой России» в ходе кампании по выборам депутатов Государственной Думы 2007 г. («Сильный – регион, единая – Россия») вкупе с ранее принятыми центром экономически подкрепленными программами развития Дальнего Востока встретил отклик и понимание дальневосточных политиков, в том числе губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева («Россия начинается с Востока»). Произошло не только насыщение метафор реальными политическими и экономическими проектами, но и соединение метафор федерального и регионального значения.

Движение метафор в коммуникационном пространстве объединяет политических субъектов «по интересам», «сцепляет» метафоры разного уровня между собой, что, в конечном счете, может привести к возникновению «сквозных метафор», пронизывающих все этажи и эшелоны политики.

Характер политической метафоры зависит от уровня, на котором она функционирует. На уровне «большой» политики метафора сохраняет свое формальное значение, повторяясь и распространяясь, порождает новые смыслы, идеи, образы, лозунги и пр., поскольку на этом этапе она направлена на формирование и утверждение политических приоритетов, ценностей, приверженностей, статусов и т.п. Перемещаясь на уровень «малой» политики, метафора вынужденно трансформируется в комплексы политических действий, событий, мероприятий, процессов, которые, так или иначе, соответствуют заявленной политической идее. Именно на этом этапе метафора запускает механизмы социального и политического управления, организует усилия общества и деятельность различных структур.

Т.о., политическая метафора организует любые – финансовые, научные, интеллектуальные и т.д. – усилия, направленные на достижение заявленной цели. Переводя желаемое в действительное метафора структурирует политическую реальность, но она может остаться только декларативным элементом, если не трансформируется в практическую деятельность. Для подобных процессов метафоры властного дискурса должны соотноситься с метафорами дискурса повседневного. В противном случае они блокируются и не влияют на участников интеракции.

Из аристотелевского понимания государства как высшей формы общения людей следует, что эффективность управление, зачастую, зависит от качества политических коммуникаций. Выдвижение метафор – один из обязательных элементов политического общения.

Созданию новых и активизации старых каналов коммуникации в политике призван способствовать Дальневосточный международный экономический конгресс (ДмЭК). Первый ДмЭК проходил в 2005 г. под девизом: «Горизонты партнерства России с государствами АТР: человек, природа, экономика». Девиз Второго ДмЭК, состоявшегося в 2007 г., был более амбициозным: «Через развитие Сибири и Дальнего Востока – к модернизации страны». Предполагаемое обсуждение регионального измерения «Стратегии 2020» на Третьем конгрессе в октябре 2008 г. стихийно переросло в осмысление свежей для России того политического сезона метафоры «мировой финансово-экономический кризис». Поэтому Четвертый Дальневосточный международный экономический конгресс планируется провести 8-9 сентября 2009 г. уже под лозунгом: «Стратегии развития Востока России: антикризисные ориентиры и новые подходы».

© Потапчук Е.Ю., 2009

Потсар А.Н.

Санкт-Петербург, Россия