logo
modern_communication

Стереотипы в предвыборных текстах

Предвыборная политическая коммуникация отличается компрессией языковых средств воздействия, которые позволяют кратко, емко, доступно и эффективно выразить те или иные по­литические идеи. При этом предвыборный текст «должен отра­жать как характеристики объекта политической рекламы (поли­тическую позицию партии, основную идею данной предвыборной кампании и т.д.), так и ожидания целевой аудитории в частности и состояние массового сознания в целом в данный промежуток времени» [Жданова 2008: 429]. Особую роль в таком воздейст­вии на избирателя играют стереотипы массового сознания. Сте­реотипы, во-первых, упрощают и упорядочивают общение, сис­тематизируют сложную информацию, получаемую человеком из окружающей среды, во-вторых, обеспечивают самоопределение индивидов в социально-групповом пространстве относительно общности «своих» и «не своих» [См.: Прохоров 1997: 67-71; Хо­тинец 2002: 269-270].

«Стереотип – стандартное мнение о социальных группах или об отдельных лицах как представителях этих групп. Стереотип об­ладает логической формой суждения, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающего определенному классу лиц определенные свойства или установки, - или, наоборот, отказывающего им в этих свойствах или установках» [Демьянков 1996: 177-178]. Стереотип объективируется в речи типовыми средствами.

Мы проанализировали предвыборные тексты избиратель­ной кампании по выборам депутатов Государственной Думы 2007 года. И политологи, и журналисты отметили, что особенно­стью этой избирательной кампании стало размывание, однооб­разие предвыборных программ. Одни и те же стереотипы тира­жировались в текстах предвыборных выступлений почти всех партий. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из ключевых идей стала идея социальной справед­ливости. Например: Когда наши старики получают нищенские пенсии, справедливо? Нет. Мне стыдно и у меня просто сердце кровью обливается, когда я понимаю, что это неспра­ведливо. Не могут жить люди так бедно в такой богатой стране (Сергей Миронов, «Справедливая Россия»). Реализу­ется презумпция «несправедливости распределения богатства». Выход из этой ситуации находится в стереотипном представле­нии о необходимости «перераспределения материальных благ». Власть стереотипно воспринимается как носитель обязанностей, субъект, способный восстановить справедливость. Она должна обеспечивать людей, контролировать распределение средств, следить за порядком. В предвыборных текстах оппозиционных партий при обсуждении «партии власти» и руководства страны реализуются стереотипные утверждения «власть должна помо­гать бедным, но не помогает», «представители власти думают только о собственном обогащении»: Перераспределять ре­сурсы, которые идут от нефти, должно общество в целом. Чтобы это все перераспределялось и доходило до тех людей, которым это нужно, а чтобы чиновники не воровали (Мак­сим Петлин, «Яблоко»).

Воспроизводятся стереотипные представления о субъек­тах-носителях признаков «богатый/ бедный» и объектах, кото­рыми обладают богатые и бедные. Например, частотны номина­ции субъектов-носителей признака «бедный», объединенные смыслом «лицо по профессии, находящееся на государствен­ном финансировании». Лексическое значение таких номинаций регулярно получает приращение «небогатый, не обладающий средствами, обеспечивающими средний уровень жизни»: Мы не бедные, мы нищие…Что можно позволить на нашу среднюю зарплату в 5, пусть даже в 12 тысяч? Нищий рабочий, врач, учитель, военный, милиционер, студент – это позор. Та­кого позора еще не было в России (Владимир Жириновский, ЛДПР). В представление о достойной жизни стереотипно вклю­чается самое необходимое: это такие объекты обладания, как продукты питания, поездки на курорты, машина и др. Можно сказать, что в политической рекламе реализуется распростра­ненная точка зрения на труднодостижимое стандартное каче­ство небедной жизни.

Конечно, представленность рассмотренных стереотипов зависит от политической позиции партии, точечно в предвыбор­ных текстах появляются негативные рефлексивные суждения о тиражируемых стереотипных представлениях о богатых и бед­ных. Но некоторые стереотипы массового сознания в силу их устойчивости и распространенности активно воспроизводятся в предвыборных текстах партий с разными политическими пози­циями.