Стереотипы в предвыборных текстах
Предвыборная политическая коммуникация отличается компрессией языковых средств воздействия, которые позволяют кратко, емко, доступно и эффективно выразить те или иные политические идеи. При этом предвыборный текст «должен отражать как характеристики объекта политической рекламы (политическую позицию партии, основную идею данной предвыборной кампании и т.д.), так и ожидания целевой аудитории в частности и состояние массового сознания в целом в данный промежуток времени» [Жданова 2008: 429]. Особую роль в таком воздействии на избирателя играют стереотипы массового сознания. Стереотипы, во-первых, упрощают и упорядочивают общение, систематизируют сложную информацию, получаемую человеком из окружающей среды, во-вторых, обеспечивают самоопределение индивидов в социально-групповом пространстве относительно общности «своих» и «не своих» [См.: Прохоров 1997: 67-71; Хотинец 2002: 269-270].
«Стереотип – стандартное мнение о социальных группах или об отдельных лицах как представителях этих групп. Стереотип обладает логической формой суждения, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающего определенному классу лиц определенные свойства или установки, - или, наоборот, отказывающего им в этих свойствах или установках» [Демьянков 1996: 177-178]. Стереотип объективируется в речи типовыми средствами.
Мы проанализировали предвыборные тексты избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы 2007 года. И политологи, и журналисты отметили, что особенностью этой избирательной кампании стало размывание, однообразие предвыборных программ. Одни и те же стереотипы тиражировались в текстах предвыборных выступлений почти всех партий. Рассмотрим некоторые из них.
Одной из ключевых идей стала идея социальной справедливости. Например: Когда наши старики получают нищенские пенсии, справедливо? Нет. Мне стыдно и у меня просто сердце кровью обливается, когда я понимаю, что это несправедливо. Не могут жить люди так бедно в такой богатой стране (Сергей Миронов, «Справедливая Россия»). Реализуется презумпция «несправедливости распределения богатства». Выход из этой ситуации находится в стереотипном представлении о необходимости «перераспределения материальных благ». Власть стереотипно воспринимается как носитель обязанностей, субъект, способный восстановить справедливость. Она должна обеспечивать людей, контролировать распределение средств, следить за порядком. В предвыборных текстах оппозиционных партий при обсуждении «партии власти» и руководства страны реализуются стереотипные утверждения «власть должна помогать бедным, но не помогает», «представители власти думают только о собственном обогащении»: Перераспределять ресурсы, которые идут от нефти, должно общество в целом. Чтобы это все перераспределялось и доходило до тех людей, которым это нужно, а чтобы чиновники не воровали (Максим Петлин, «Яблоко»).
Воспроизводятся стереотипные представления о субъектах-носителях признаков «богатый/ бедный» и объектах, которыми обладают богатые и бедные. Например, частотны номинации субъектов-носителей признака «бедный», объединенные смыслом «лицо по профессии, находящееся на государственном финансировании». Лексическое значение таких номинаций регулярно получает приращение «небогатый, не обладающий средствами, обеспечивающими средний уровень жизни»: Мы не бедные, мы нищие…Что можно позволить на нашу среднюю зарплату в 5, пусть даже в 12 тысяч? Нищий рабочий, врач, учитель, военный, милиционер, студент – это позор. Такого позора еще не было в России (Владимир Жириновский, ЛДПР). В представление о достойной жизни стереотипно включается самое необходимое: это такие объекты обладания, как продукты питания, поездки на курорты, машина и др. Можно сказать, что в политической рекламе реализуется распространенная точка зрения на труднодостижимое стандартное качество небедной жизни.
Конечно, представленность рассмотренных стереотипов зависит от политической позиции партии, точечно в предвыборных текстах появляются негативные рефлексивные суждения о тиражируемых стереотипных представлениях о богатых и бедных. Но некоторые стереотипы массового сознания в силу их устойчивости и распространенности активно воспроизводятся в предвыборных текстах партий с разными политическими позициями.
- Содержание
- Лингвистическая экспертиза: опасность семантической валентности
- Литература
- К вопросу о развитии жанра официального веб-сайта в современном политическом дискурсе
- Литература
- Политика противопожарной безопасности в сми
- Образ России в зеркале концептуальной метафоры (на материале политического телешоу «к барьеру»)
- Любите ли вы демократию? (Оценочный потенциал общественной лексики)
- Речевые приемы коррекции модели мира адресата в политическом дискурсе (на примере предвыборных агитационных материалов кандидатов на пост главы города Нижний Тагил, 2008 г.)
- Литература
- Лингвистическая советология в годы холодной войны1
- Блогосфера: особенности политического дискурса
- Имплицитное представление политического в таблоидных изданиях
- Метафорическая модель «Мигрант – это раб»
- Литература
- Прецедентные имена советских политических лидеров в поэзии ю. Шевчука
- Литература
- Советские прецедентные феномены
- Образ молодежи в политической коммуникации кпрф
- Речевое воздействие комикса как средства политической коммуникации
- Литература
- Реализация образовательной политики в британских и российских сми
- Коммуникативные стратегии и тактики в дискурсе «восьмидневной войны»
- Образы старых и новых «хозяев жизни»: концепты светский и гламурный в современном русском языке
- Языковые средства выражения оценки в современном российском официальном политическом дискурсе
- Литература
- Интент-анализ грамматических категорий в политических текстах
- Литература
- Авторитет ученого и частный случай расширения значения слова и сферы его употребления в современной общественно-политической жизни
- Литература
- Языковая политика в Республике Казахстан
- Литература
- Дискурс извинения в японо-китайский отношениях по вопросу военного конфликта в Нанкине
- Литература
- Языковые средства оценки общественно-политической жизни в россии (на материале французских политических дискурсов)
- Культурно-языковой знак как единица лингвокультурологического исследования политического дискурса
- Литература
- Стереотипы в предвыборных текстах
- Литература
- «Кремлевский репортаж» начала XXI века: метаморфозы жанра
- Литература
- Фамильярность как характерная черта современного российского политического дискурса
- Литература
- Политический подтекст околонаучных текстов, адресованных в управленческие структуры региона
- К вопросу о метафоре сосед в публицистическом дискурсе казахстана
- Литература
- Речевое преступление как проявление конфликтности политической коммуникации
- Литература
- Персональные сайты пермских политиков глазами лингвиста1
- О структуре имиджа лидера в американском политическом дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Речевая агрессия как следствие агональности политического дискурса
- Литература
- Ирония в политическом интервью
- Литература
- О лингвитическом исследовании политической метафоры
- Quid hoc hominis est? // Что это за человек? (этнокультурный портрет президента Латвии в. Вике-Фрейберги)
- Концепт «власть» и специфика его реализации в текстах Древней Руси
- Литература
- «Концепты «Власть», «Страх» в политическом дискурсе сталинской эпохи (конец 20-х – начало 50-х годов хх века)»
- Литература
- Стилистическая модальность текста политической направленности
- Список цитированных текстов
- Конфликтное коммуникативное поведение собеседников в политическом интервью
- Литература
- Фразеологические вкрапления как средство создания выразительности в речи современных политиков
- Литература
- Метафоричеcкий образ Грузии на британских сайтах
- Метонимия в политических текстах
- Краткий сравнительный анализ отражения концепта «Власть» в русском фольклоре и сознании современного человека начала XXI века
- О принципах типологии советизмов
- Праворадикальный политический дискурс современной Великобритании
- Литература
- Формирование современного образа россии в текстах зарубежных сми
- Лошади в политическом обзоре
- Литература
- Проблема факта в политической коммуникации
- Литература
- О чем говорит «золотая середина» медиа-политического текста?
- О динамической модальности в политическом дискурсе
- Социальная политика здравоохранения: анализ американских и русских блогов
- Интернет-документы:
- Прецедентность как составляющая речевого портрета
- Как часть современного политического дискурса
- Оценочная метафора в фельетонах на политические темы
- Литература
- Фреймы низкой степени имплицитности в дискурсе костанайских политиков
- Литература
- Дискурс-анализ межкультурного конфликта
- Антропоморфизм власти (особенности концептуального анализа)
- Политические метафоры: особенности публицистического дискурса
- Репрезентация слота «деятельность компании» в англоязычных бизнес-новостях
- Гендерные стратегии в предвыборно-агитационном длискурсе
- Обсуждение егэ: коммуникативная компетенция представителей власти и общественности
- Роль метафоры в политической коммуникации1
- Политический роман в современной политической коммуникации
- Англоязычные политические аббревиатуры в русском политическом дискурсе
- О современных лингвистических терминах языковой игры в политической речи
- Литература
- Стертая антропоморфная метафора как средство формирования языковой политической модели мира
- Литература
- Время сновидений: нарратив войны в латышской политической логосфере
- Роль мемуаров в создании политического имиджа
- Литература
- Какого цвета кризис в России?
- Подходы к убеждению в западной коммуникативистике
- «Молочный конфликт» между Россией и Белоруссией в освещении сми: от войны к миру
- Концептуализация зла в политическом дискурсе России и сша
- Слова президента: к вопросу о языковом взаимодействии николя саркози и современного французского общества
- Интертекстуальные игры в медиа-политическом дискурсе
- Персуазивные риторические средства в политических плакатах (на материале плакатов гдр)
- Литература
- Особенности реализации коммуникативных стратегий в предвыборном дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Некоторые особенности концептов президент и president
- Литература
- Болгарские выборы на фоне глобального кризиса
- Отзоонимные прилагательные в современных сми
- Прецедентные феномены со сферой-источником «Политика» в рекламном дискурсе
- Литература
- Цитаты из анекдотов в постсоветском политическом дискурсе
- Казахстанская монархическая метафора
- Сведения об авторах
- «Современная политическая коммуникация»
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26