logo
modern_communication

Оценочная метафора в фельетонах на политические темы

Имплицитные оценки в публицистике часто выступают в виде оценочных метафор, которые призваны организовать общественное мнение, создать у адресата нужный адресанту яркий, зримый образ, также суггестивно влияющий на восприятие информации под заданным утлом зрения. «Метафоры способны убивать», – утверждает Дж. Лакофф [Лакофф 2006], и с этим трудно не согласится. Проникая в сознание, метафора отбирает, выделяет и организует одни характеристики субъекта и устраняет другие. Она эффективна в похвале и оскорблении, при характеристике лица она может стать приговором. Фельетонисты используют такие особенности метафоры, как лаконичность, истинность, системность, единичность. Метафора лаконична, так как избегает модификаторов, объяснений и обоснований. При помощи метафоры автор показывает адресату кратчайший путь к сущности объекта, что чрезвычайно важно для такого малоформатного жанра, как газетный фельетон. Другая особенность метафоры, которая эффективно используется в сатирических текстах – это ее истинность. «Метафора умеет извлекать правду из лжи, превращать заведомо ложное высказывание если не в истинное (его трудно верифи­цировать), то в верное» [Арутюнова 1990]. Таким образом оценка автора, представленная в форме метафоры, смягчает категоричность и скрывает ее субъективность. Метафорическая системность позволяет адресату сосредоточиться на одном аспекте понятия и «затемнить» другие его аспекты, несовместимые с этой метафорой. С другой стороны, освещаемая часть целого подчиняется «закону нивелирования и растворения специфических отличий», согласно которому «тот, кто управляет какой-либо частью целого, получает в магическом смысле власть над целым» [Кассирер 1990]. Таким образом, освещая одни и затемняя другие аспекты понятия, автор прибегает к скрытому обобщению. Сформированное метафорическое обобщение не нуждается в дополнениях, ибо метафора «стремится соблюдать принцип единичности» [Арутюнова 1990]. Показывая необходимые автору характеристики объекта, метафора не терпит плюрализма.

Развернутая метафора, которая функционирует в качестве ассоциативной темы – довольно распространенный стратегический прием в тексте фельетона. В дискредитирующих фельетонах метафора содержит скрытую отрицательную оценку. Система импликаций, заложенная автором, актуализирует ассоциации, вступающие в противоречие с положительной самопрезентацией объекта. В фельетоне «Друг, хороший друг» (Uwe Kalbe. Ein Freund, ein guter Freund. Neues Deutschland, 15.05.04) автор сравнивает политиков Бундестага с животными в зоопарке. Формальным основанием послужило название берлинского квартала, где находится здание парламента Tiergarten (зоопарк). Выбранная метафорическая тема «зоопарк / зверинец» предоставляет автору большой выбор деталей для дальнейшего развертывания, но он выбирает для создания образов политиков, метафорических «вместилищ» [Арутюнова 1990] их особых примет, животных, номинации которых содержат в немецкой языковой культуре негативную оценочную окраску. Для характеристики политиков партии PDS автор выбирает образ осла, поведение канцлера Г. Шредера автор сравнивает с повадками барана, отношения лидеров Германии и Франции представлены в фельетоне образом свиньи, на спине которой притаилась кошка. Так автор имплицирует резко негативные оценки, которые носят дискредитирующий характер. Однако мотивацией метафоры не всегда выступает отрицательная оценка в буквальном смысле, т.е. перенос отрицательно оценочной семантики по аналогии с одного объекта на другой. Метафора может сдвигать представления о разных объектах, ее семантическая емкость позволяет иносказательно обратить внимание читателя на скрытые характеристики героев или мотивы их поступков. Очень удачным примером использования такой метафоры может послужить фельетон Uwe Kalbe «Die Farbe des Mohnkuchens» (Neues Deutschland, 09.10.04), который посвящен процессу формирования партийных коалиций в правительстве после выборов. Общими кластерами для основной и метафорической тем являются названия цветов, которыми обозначаются партии в политической традиции Германии. Ядром метафорической темы «Осень» является осенний лес, а точнее цвет листвы. Автор провел аналогию между потерей листьями зеленого цвета и плохими результатами партии «Зеленых» на выборах. Фельетонист образно представил распределение голосов на севере и востоке Германии между партиями SPD, die Linke (красный), FDP (желтый). Цвет охры Ocker (gelbbraun – желто-коричневый) представляет собой комбинацию желтого (FDP) и коричневого (SPD). Другие комбинации цветов показывают то, в какие коалиции хотели бы вступить партии при формировании парламентского большинства. Удачная метафора, выбранная автором для раскрытия основной темы, позволила точно выразить мнение автора, сыграла важнейшую роль для воздействия на читателя, так как знания, приобретенные путем разгадки метафоры, более ценны для адресата. Итак, ключевые метафоры прилагают образ одного фрагмента действительности к другому ее фрагменту, обеспечивая его концептуализацию по аналогии с уже сложившейся системой понятий.