logo
modern_communication

Реализация образовательной политики в британских и российских сми

Важную роль в жизни общества играет образовательная политика государства. Инициативы ООН и Евросоюза, а также реализация Болонского процесса ставят не только высшее, но и школьное образование во главу угла национальной и междуна­родной политики многих стран мира. Новая образовательная парадигма – образование через всю жизнь, на которой построен Болонский процесс, затрагивает систему школьного образова­ния, поскольку без соответствующей подготовки школы успеш­ная реализация Болонского процесса невозможна.

Одной из существующих в последнее время альтернатив в области международного школьного образования является Международный Бакалавриат – организация, имеющая статус ЮНЕСКО и предоставляющая три образовательных программы, включая все этапы школьного образования, по окончанию кото­рых учащийся получает диплом, позволяющий поступать в раз­личные вузы мира без вступительных экзаменов. Принципы, на которых построен Международный Бакалавриат, в частности мобильность и непрерывность образования, соответствуют тре­бованиям международной политики в области образования.

Для оптимизации процессов образования важную роль приобретает изучение терминосистем, функционирующих в об­разовательном дискурсе. Очевидно, что одним из необходимых этапов изучения терминосистемы является исследование соот­ветствующего концепта и его вербализации, применительно к данному исследованию – концепта Международный Бакалав­риат, который может быть рассмотрен в качестве частного слу­чая реализации образовательной политики в дискурсе печатных СМИ Великобритании и России.

При изучении особенностей репрезентации концепта Ме­ждународный Бакалавриат в британских и российских СМИ были построены два фрейма, состоящие из трех слотов: Обра­зование, Участники, Организация. Примечательной особенно­стью репрезентации концепта Международный Бакалавриат является совпадение слотов фрейма, однако их наполнение и процентный состав различаются. Так, в обоих случаях домини­рует слот «Образование» (80,3% в дискурсе британских СМИ и 67,8% - в российских), на втором месте в обоих дискурсах нахо­дится слот «Организация» (10,4% и 29,8% соответственно), на третьем – слот «Участники» (9,3 % - дискурс СМИ Великобрита­нии и 3% - России).

Характерной особенностью дискурса британских СМИ яв­ляется наличие таких составляющих слота «Образование» как «Выбор», «Оценивание», «Альтернатива», которых нет в дис­курсе СМИ России, что уже ясно свидетельствует о различиях в реализации образовательной политики данных государств.

Международный Бакалавриат является не только миро­вым лидером в предоставлении образовательных программ, но и явным конкурентом национального образовательного стан­дарта. Следовательно, и образовательная политика разных стран по отношении реализации программ Международного Ба­калавриата будет отличаться, о чем и свидетельствуют резуль­таты проведенного исследования.

© Гуреева А.М., Мишланова С.Л., 2009

Данилевская Н.В.

Пермь, Россия