logo
modern_communication

Образ молодежи в политической коммуникации кпрф

Создание партийного аппарата и привлечение внимания избирателей к позициям своих программ является одной из главных проблем политических партий. В данной публикации рассматривается двойственный образ молодежи, являющейся, с одной стороны, активным субъектом, и, с другой стороны, объ­ектом воздействия каких-либо внешних сил, на материале пар­тийной газеты КПРФ «Правда» (используются материалы ста­тей, опубликованных в июне-августе 2009 г. на официальном сайте КПРФ).

Можно отметить, что тема молодежи является актуальной для партии КПРФ в вышеуказанный период. Одной из проблем, поднимаемых в рамках данной темы, является «выдавливание» молодежи из состава партии, необходимое ее «омоложение», но при сочетании «опыта, жизненной закалки ветеранов» и «энер­гии, способностей улавливать новое, которыми наделены моло­дые».

Образ молодежи, активно проявляющей свои позиции, яв­ляется ярким. Используются как традиционные номинации в публикациях данного политического движения («комсомольцы», «красная молодежь», «молодые ленинцы», «молодые коммуни­сты», «молодежный вожак Комапартии», «левое молодежное движение»), так и нетрадиционные («красные диджеи»). При создании образа активной молодежи используется милитарная метафора, молодые люди являются бойцами, которые ведут борьбу с существующей несправедливостью («ребята обменя­лись адресами и телефонами, чтобы … вместе продолжать нашу борьбу», «молодежный десант», «объявили борьбу нар­комании, детскому алкоголизму и пошлости на ТВ», «каждый наш комсомолец … надёжный и верный штык», «второй эше­лон из наших молодых товарищей»). Необходимо отметить, что в противовес образу молодых людей, сознательно поддержи­вающих вышеуказанную партию, создается образ молодежи, не имеющей четкого сформировавшегося представления о полити­ческой действительности («у нынешней молодежи нет собствен­ного мировоззрения»).

С другой стороны, молодежь является объектом воспита­ния, сам процесс и результат воспитания представлен милитар­ной метафорой («проводить занятия в виде … политбоев», «воспитание ее [молодежи] стойкими и убеждёнными борцами», «Лидер КПРФ подчеркнул, что основной опыт политической борьбы приобретается на улицах», «Молодые коммунисты ак­тивно вовлекаются в подготовку акции, в «группы быстрого реагирования»», «требует подготовки молодых кадров «про­рывного» типа»»).

Необходимо отметить, что создается и отрицательный об­раз молодежи, не имеющей четкой позиции, инертной. Она под­вержена любому политическому давлению, что изображается с помощью морбиальной метафоры («ей [молодежи] придется еще долго болеть и «детской болезнью «левизны», и «правым уклоном»). Она поддается влиянию каких-либо других внешних сил (««Единороссы», жириновцы и «свободороссы» продолжают туманить разум людей и растлевать молодежь», «целенаправ­ленно развращающего молодежь программами вроде «Дома-2»»). Одной из задач воспитания ставится ознакомление с исто­рией России, так как увлечения, интересы, действия связаны с другими сферами жизни, и является опасными для обществен­ности («молодежь так мало о ней [65-летний юбилей Победы] знает — всё больше Интернет и бизнес, пиво да наркотики», «Молодёжь посёлка спивается, подсаживается на наркотики, преступность зашкаливает»).

Таким образом, можно отметить, что образ молодежи в представлении КПРФ является противоречивым. С одной сто­роны, она активно проявляет свои идейные позиции в общест­венной жизни, участвует в политической борьбе, с другой сто­роны, она инертна, легко поддается влиянию.

© Григорьева Н.И., 2009

Григорьева Н.Ю.

Магнитогорск, Россия