Обсуждение егэ: коммуникативная компетенция представителей власти и общественности
Закончился первый учебный год и первые вступительные экзамены, когда ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников У ЕГЭ есть много горячих сторонников и противников. В течение нескольких лет не прекращалось обсуждение ЕГЭ, в которое включилось все общество, высказывали свое мнение и государственные чиновники, и ректоры вузов, и учителя, и родители, и учащиеся. Мнения, высказанные в ходе обсуждения, зачастую прямо противоположны: от одобрения ЕГЭ до полного его неприятия.
Мы проследили за тем, как выражают свою оценку системы ЕГЭ и его результатов представители государственных структур и общественности, насколько соответствует способ выражения требованиям высокого уровня развития коммуникативной компетенции.
Начнем с официальных заявлений. В канун нового учебного года министр образования Андрей Фурсенко заявил: «Мы процесс перевели из экспериментального в штатный режим. Как в любом штатном режиме, в нем есть определенные недоработки. Используя терминологию, которую мы слышали вчера на авиационном заводе, можно сказать испытательные полеты закончились, начинаем изготавливать серийные самолеты, это отдельный процесс, который требует большого, скрупулезного труда» [А. Фурсенко «Точка возврата пройдена»]. А. Фурсенко в интервью радио «Эхо Москвы» подчеркнул, что ЕГЭ останется единственной формой государственной аттестации и одновременно единственной формой поступления в вуз. Несмотря на протесты общественности: чиновников, ректоров вузов, школьников и их родителей, альтернативы у ЕГЭ нет.
30 августа 2009 года в интервью ведущему программы «Вести недели» Е. Ревенко президент России Дмитрий Медведев рассказал о том, как должна развиваться система образования в стране. Д. Медведев поддержал систему ЕГЭ, в которой, по его словам, «многое зависит от самого абитуриента».
Мнения официальных лиц о ЕГЭ даются в жанре интервью различным СМИ. Отмечая некоторые недостатки в форме итоговой аттестации, министр образования и президент России стремятся убедить широкую общественность в успехе ЕГЭ.
А. Фурсенко держит достаточно категоричный тон по отношению к общественности в своих высказываниях (о необратимости ЕГЭ «Он будет, конечно, совершенствоваться. Но точка возврата пройдена»). Используя развернутую метафору, сравнивая ЕГЭ со строительством самолетов, министр образования стремится удержать волну недовольства ЕГЭ и твердо заявляет о том, что многие из участников ЕГЭ удовлетворены им как формой проведения итоговой аттестации.
Речь Д. Медведева скорее напоминает доверительную беседу с заинтересованной аудиторией. «У нас практически все абитуриенты, кто поступал в высшие учебные заведения, считают эту системой хорошей и справедливой, и 70% их родителей. Это не мало», – сказал президент. Он считает ЕГЭ оправданным испытанием для молодых людей. «Я считаю, что каждый человек должен проходить в своей жизни какие-то испытания, иначе он не сформируется как личность, он не сможет продемонстрировать свои лучшие качества. Поэтому и финальный ЕГЭ, и те государственные экзамены, которые проходят до того, они формируют характер. Я считаю, что это правильно». Медведев признался, что завидует тем, кто поступал в университеты и высшие учебные заведения в этом году. «Потому что когда я поступал, наверное, и когда Вы поступали в университет, в высшее учебное заведение, у нас был довольно серьезный стресс, как принято говорить, мандраж перед экзаменами. Мало того, что в школе отсдавался, так еще и нужно прийти в высшее учебное заведение и сдать экзамены там, а там масса неопределенностей, масса самых разных факторов, и просто обычное волнение перед экзаменом, и потом, давайте не будем закрывать глаза на то, что было совсем недавно и много лет назад, когда я поступал. Блатные, те кто поступают по звонкам и за деньги. И они создавали ситуацию, когда, по сути, они оттирали часть хорошо подготовленных ребят, потому что они же, естественно, забирали на себя часть мест», – пояснил президент. Д, Медведев сказал, что нынешняя система Единого госэкзамена не идеальна, но она работает совсем немного и, естественно, еще нуждается в совершенствовании.
Несомненно, что и министр образования, и президент России в своей речи используют литературную лексику, речь соответствует выбранному жанру. Однако, создавая доверительный тон своему выступлению Д. Медведев использует просторечную лексику: мандраж отсдавался, блатные. Президент России применяет достаточно гибкий способ убеждения, аргументирует свою точку зрения: «Все-таки эта система: а) направлена против коррупции; б) она делает сам процесс сдачи гораздо более прозрачным; и ... в-третьих, эта система уравнивает тех, кто учится в провинции, в глубинке, с теми, кто учится в столичных городах. Уже в этом ее большое прогрессивное значение».
Представители общественности, в основном, являются оппонентами официальной точки зрения.
Российские учителя, участники первого Всероссийского педагогического форума в Санкт-Петербурге, направили резолюцию президенту о провале ЕГЭ. Они считают эксперимент с ЕГЭ «пагубной для российского образования ошибкой». «Мы практически полностью утратили воспитательный элемент в работе школы и перешли на «штамповку» учеников, способных ответить на вопросы теста, созданного неизвестно кем и для чего», – заявляют российские учителя.
Член-корреспондент РАН, декан философского факультета МГУ Владимир Миронов в интервью корреспонденту выпуска новостей сказал: «Единый государственный экзамен, открывший дорогу в Московский государственный университет очень слабым студентам, надо отменить, чтобы не допустить разрушения системы образования. Я лично регулярно выступаю с жесткой критикой реформ... ЕГЭ – это страшная вещь совершенно… Критика есть, критика жесткая. И более того, мы понимаем, что если ЕГЭ останется... я – то думал, что отменят, как кукурузу, все это будет минимизироваться... но если ЕГЭ, не дай Бог, останется достаточно долго, то полностью будет разрушена школа».
Коммунисты уже не раз обрушивались с критикой на ЕГЭ, называя его «угадайкой» и настаивая на необходимости «спокойной и качественной системы оценки знаний», подчеркивая при этом, что ЕГЭ ей не является.
«Коммунисты всегда отстаивали идеалы просвещения, считали своим приоритетом борьбу с многовековой неграмотностью», – лидер Компартии критикует систему сдачи ЕГЭ по семи пунктам. «Сегодня бурю негодования и среди родителей, и среди школьников вызывает ЕГЭ. Обеспокоены многие ректоры вузов. И представители КПРФ продолжают борьбу за то, чтобы вместо "угадайки" иметь спокойную и качественную систему оценки знаний», – заявляет лидер КПРФ.
Как показывают приведенные выше высказывания представителей системы образования и общественных организаций, мнение о ЕГЭ далеко не однозначны. Критикуя систему ЕГЭ, оппоненты используют тактику эмоционального воздействия на реципиента. Используются средства убеждения «к человеку», авторы обращаются к опыту аудитории, при этом используются изобразительные средства: ирония: я – то думал, что отменят, как кукурузу; борьбу с многовековой неграмотностью; перешли на «штамповку» учеников, способных ответить на вопросы теста, созданного неизвестно кем и для чего»; эпитеты; пагубная ошибка, страшная вещь»; метафора: буря негодования.
В обсуждение проблем ЕГЭ включилась заинтересованная общественность. В Интернете широко обсуждается и реформа образования, и новая форма итоговой аттестации. Установка участников обсуждения чаще всего направлена на некооперативное общение. Есть высказывания, в которых дается положительная оценка ЕГЭ, но таких сообщений значительно меньше, в некоторых комментариях выражается обеспокоенность и тревога за судьбу образования и будущего выпускника: Да... обидно за наше образование…; Вы сами попробуйте пройти целый билет! А подготовка в школе вообще отсутствует! Особенно по необязательным предметам!; я считаю, что в сложившейся ситуации необходимо позволить обучающимся выбрать, что им сдавать: ЕГЭ или обычный экзамен.
Однако большинство обсуждающих ЕГЭ в Интернете избирают дискредитирующие тактики общения, наряду с просторечной употребляется и грубая, иногда бранная лексика: ЕГЭ абсолютная тцфта; Блин, этот ЕГЭ – полная хрень. Уравняли всех!!! По моей специальности эта математика никуда не уперлась…; да задолбали уже детей и родителей дергать каждый год! и т.п. Придумываются целые истории, оскорбляющие достоинство и честь педагогов, например:
– Впервые за долгие годы ректоры и деканы вузов не купили новые автомобили.
– Купят на новый год после первого семестра.
– Зато купили директора и преподы школ.. и т.п.
Отсутствие умений четко и аргументированно доказать свою позицию, незнание сути проблемы, плохая, неграмотная речь – таким предстает среднестатистический участник дискуссии в Интернете по проблемам ЕГЭ 2009 года в Интернете.
В целом участники обсуждения ЕГЭ относятся к среднелитературному типу речевой культуры (это представители государственных структур, педагогическая общественность, представители общественных организаций), участники обсуждения ЕГЭ в Интернете – к литературно-разговорному, а зачастую к просторечному.
Анализ высказываний участников обсуждения ЕГЭ показал, что способ выражения отношения к проблеме (уровень развития коммуникативной компетенции) зависит от речевой ситуации, от статуса говорящего, от жанровой принадлежности текста, от умения правильно использовать тактику ведения спора, а также от уровня речевой культуры и культуры общения собеседников. Проблема введения ЕГЭ, несомненно, волнует всех. Насколько оправдан выбор в качестве итоговой аттестации и вступительных экзаменов ЕГЭ, ещё предстоит решить. Активное обсуждение общественностью этой проблемы свидетельствует о том, что если и нужен ЕГЭ, то он требует доработки и усовершенствования.
© Попова Э.Ю., 2009
Потапчук Е.Ю.
Хабаровск, Россия
- Содержание
- Лингвистическая экспертиза: опасность семантической валентности
- Литература
- К вопросу о развитии жанра официального веб-сайта в современном политическом дискурсе
- Литература
- Политика противопожарной безопасности в сми
- Образ России в зеркале концептуальной метафоры (на материале политического телешоу «к барьеру»)
- Любите ли вы демократию? (Оценочный потенциал общественной лексики)
- Речевые приемы коррекции модели мира адресата в политическом дискурсе (на примере предвыборных агитационных материалов кандидатов на пост главы города Нижний Тагил, 2008 г.)
- Литература
- Лингвистическая советология в годы холодной войны1
- Блогосфера: особенности политического дискурса
- Имплицитное представление политического в таблоидных изданиях
- Метафорическая модель «Мигрант – это раб»
- Литература
- Прецедентные имена советских политических лидеров в поэзии ю. Шевчука
- Литература
- Советские прецедентные феномены
- Образ молодежи в политической коммуникации кпрф
- Речевое воздействие комикса как средства политической коммуникации
- Литература
- Реализация образовательной политики в британских и российских сми
- Коммуникативные стратегии и тактики в дискурсе «восьмидневной войны»
- Образы старых и новых «хозяев жизни»: концепты светский и гламурный в современном русском языке
- Языковые средства выражения оценки в современном российском официальном политическом дискурсе
- Литература
- Интент-анализ грамматических категорий в политических текстах
- Литература
- Авторитет ученого и частный случай расширения значения слова и сферы его употребления в современной общественно-политической жизни
- Литература
- Языковая политика в Республике Казахстан
- Литература
- Дискурс извинения в японо-китайский отношениях по вопросу военного конфликта в Нанкине
- Литература
- Языковые средства оценки общественно-политической жизни в россии (на материале французских политических дискурсов)
- Культурно-языковой знак как единица лингвокультурологического исследования политического дискурса
- Литература
- Стереотипы в предвыборных текстах
- Литература
- «Кремлевский репортаж» начала XXI века: метаморфозы жанра
- Литература
- Фамильярность как характерная черта современного российского политического дискурса
- Литература
- Политический подтекст околонаучных текстов, адресованных в управленческие структуры региона
- К вопросу о метафоре сосед в публицистическом дискурсе казахстана
- Литература
- Речевое преступление как проявление конфликтности политической коммуникации
- Литература
- Персональные сайты пермских политиков глазами лингвиста1
- О структуре имиджа лидера в американском политическом дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Речевая агрессия как следствие агональности политического дискурса
- Литература
- Ирония в политическом интервью
- Литература
- О лингвитическом исследовании политической метафоры
- Quid hoc hominis est? // Что это за человек? (этнокультурный портрет президента Латвии в. Вике-Фрейберги)
- Концепт «власть» и специфика его реализации в текстах Древней Руси
- Литература
- «Концепты «Власть», «Страх» в политическом дискурсе сталинской эпохи (конец 20-х – начало 50-х годов хх века)»
- Литература
- Стилистическая модальность текста политической направленности
- Список цитированных текстов
- Конфликтное коммуникативное поведение собеседников в политическом интервью
- Литература
- Фразеологические вкрапления как средство создания выразительности в речи современных политиков
- Литература
- Метафоричеcкий образ Грузии на британских сайтах
- Метонимия в политических текстах
- Краткий сравнительный анализ отражения концепта «Власть» в русском фольклоре и сознании современного человека начала XXI века
- О принципах типологии советизмов
- Праворадикальный политический дискурс современной Великобритании
- Литература
- Формирование современного образа россии в текстах зарубежных сми
- Лошади в политическом обзоре
- Литература
- Проблема факта в политической коммуникации
- Литература
- О чем говорит «золотая середина» медиа-политического текста?
- О динамической модальности в политическом дискурсе
- Социальная политика здравоохранения: анализ американских и русских блогов
- Интернет-документы:
- Прецедентность как составляющая речевого портрета
- Как часть современного политического дискурса
- Оценочная метафора в фельетонах на политические темы
- Литература
- Фреймы низкой степени имплицитности в дискурсе костанайских политиков
- Литература
- Дискурс-анализ межкультурного конфликта
- Антропоморфизм власти (особенности концептуального анализа)
- Политические метафоры: особенности публицистического дискурса
- Репрезентация слота «деятельность компании» в англоязычных бизнес-новостях
- Гендерные стратегии в предвыборно-агитационном длискурсе
- Обсуждение егэ: коммуникативная компетенция представителей власти и общественности
- Роль метафоры в политической коммуникации1
- Политический роман в современной политической коммуникации
- Англоязычные политические аббревиатуры в русском политическом дискурсе
- О современных лингвистических терминах языковой игры в политической речи
- Литература
- Стертая антропоморфная метафора как средство формирования языковой политической модели мира
- Литература
- Время сновидений: нарратив войны в латышской политической логосфере
- Роль мемуаров в создании политического имиджа
- Литература
- Какого цвета кризис в России?
- Подходы к убеждению в западной коммуникативистике
- «Молочный конфликт» между Россией и Белоруссией в освещении сми: от войны к миру
- Концептуализация зла в политическом дискурсе России и сша
- Слова президента: к вопросу о языковом взаимодействии николя саркози и современного французского общества
- Интертекстуальные игры в медиа-политическом дискурсе
- Персуазивные риторические средства в политических плакатах (на материале плакатов гдр)
- Литература
- Особенности реализации коммуникативных стратегий в предвыборном дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Некоторые особенности концептов президент и president
- Литература
- Болгарские выборы на фоне глобального кризиса
- Отзоонимные прилагательные в современных сми
- Прецедентные феномены со сферой-источником «Политика» в рекламном дискурсе
- Литература
- Цитаты из анекдотов в постсоветском политическом дискурсе
- Казахстанская монархическая метафора
- Сведения об авторах
- «Современная политическая коммуникация»
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26