logo
kogn_aspect

Социализация ценностных отношений языковыми средствами т. В. Маркелова

Мичуринский государственный педагогический институт

полипарадигмальное состояние, оценочный знак, социолингвистический, нулевой знак, грамматикализация

Summary. The subject of the studies is the central zone of the evaluation scale (normative element ) in the aspect of social and cultural context of the speech activity.

Концептуальная картина мира в ее оценочном ракурсе и оценочный фрагмент языковой картины мира достигают своей реальной адекватности только при полипарадигмальном состоянии, которое характерно для современной лингвистики: сосуществовании антропоцентрической, коммуникативной, функциональной, ко­гнитивной и других парадигм.

Три взаимосвязанных стороны информативной природы оценочного знака — когнитивная (результат умственного акта), коммуникативная (речевые акты похвалы, порицания и др.) и эмотивная (динамика удовольствия — радости — грусти) детерминируют не только его вариативность в речевой деятельности, но и стремление к грамматикализации репрезентируемой дан­ным знаком субъективной категории.

Социолингвистический и культурный аспект функционирования в «живом» организме языка поставляет коррелят нулевого оценочного знака: смысл ‘одобрение’, репрезентируемый «узлом» — лексемой одобрять и его синтаксическими дериватами, в языке оценок современников регулярно интерпретируется лексемой норма и ее дериватами: нормально, нормализовать, нормальность и др.: Знаете, какое слово чаще всего употребляется в нашей аномальной стране? «Нормально». «Ну как кино?» — спрашиваете вы. А вам в ответ: «Нормально». «Как отдохнул?» — «Нормально». «Как дела?» — «Нормально». Или еще так: «Нормалек!» Ну прямо тебе какой-то хомо нормалис (Лит. газ. 1999. № 48). Меняется традиционная оценочная шкала, развивая сложнейшую дифференциацию своего центрального элемента — оценки-нормы. Очевидное отражение в знаке-норме одобрительных и неодобрительных коннотаций базируется на свойствах коммуникативно-прагматического контекста. Он имплицирует мотивы безразличия, похва­лы, порицания, которые расходятся с привычным коммуникативным параметром бесстрастности, свойственным прагматически релевантным элементам «Я одобряю (отношусь нормально к…)»: Я вот недавно рассказ отнесла в одну редакцию. А когда через неделю позвонила… редактор ответил — догадайтесь что. Правильно. «Нормально», — сказал он. Нормальный рассказ. «Хорошо это или плохо? — недоумевала я. И что есть норма? Какую эмоциональную окраску имеет это слово?» (там же).

Стереотипный знак оценочной реакции нормально тяготеет к «точке отсчета», к «нулю», который открывает возможности не только трансформации, но интерпретации и импликации. Гендерный анализ показывает, что межстилевая деривационная парадигма лексемы «нор­ма» не различает в разговорной речи явление субъективного фактора оценки: мужскую и женскую речь.

Можно предположить, что интенциальная природа семантико-функциональных трансформаций оценочного «нуля» (одобряю — нормально) и дифференциация цен­тральной зоны шкалы — нормативной — связана с избыточностью эмоциональной окрашенности разноуровневых оценочных средств. «Обратная» тенденция к рациональности предпочтений и выбора в разговорной речи, актуализируемая «теневыми» положительными и отрицательными смыслами контекстов с нормально, вос­требована социально: прагматизацией межличностных отношений, регуляцией эмоциональных напряжений собеседника, предупреждением нежелательного перлокутивного эффекта (зависти и др.).

«Единство и борьба» субъективного и объективного факторов оценочного значения отражают стремление к объективации и стандартизации ценностного отношения в речевой деятельности современников. Об этом свидетельствует коммуникативно-прагматическая дифференциация нормативной зоны шкалы оценок, ведущая к продолжению важнейшей дискуссии о грамматикализации оценочного значения в современном русском языке.