Aнтропоцентрический и текстоцентрический аспекты при исследовании вводных слов и их эквивалентов н. П. Перфильева
Новосибирский государственный педагогический университет; Алтайский государственный университет
текст, дискурс, языковая личность, метатекст, модусные категории
Summary. The theses touch upon the anthropological and discourse aspects of parentheses, especcially metadiscourse elements of speech and communication. The author pays attention to language person and his speech communicative character.
В исследовании вводных единиц, в том числе и показателей метатекста типа грубо говоря, следовательно, кстати, так сказать, в русистике доминировал словоцентрический подход. Этот аспект обусловливал то, что ту или иную языковую единицу изучали преимущественно в рамках предложения как лексему, как фразеологическую единицу и т. д. При переходе к иной научной парадигме — текстоцентрическому взгляду на данный лингвистический объект — возникают вопросы: при каких условиях употребляем вообще данные единицы и при каких наиболее эффективно; какие единицы используются чаще всего и в каком сочетании и т. д.
Наиболее интересный результат может быть получен при соединении антропоцентрического подхода с текстовым, если мы исходим из того, что определенная языковая личность создает конкретный текст, который предназначен для адресата и выполняет некую коммуникативную функцию. Следовательно, текст или дискурс представляет собою комплекс, включающий информацию о предмете сообщения и информацию о самой языковой личности (ее психологические особенности, уровень языковой компетентности, социолингвистическая характеристика и т. д.). Так, текст, где отсутствуют вводные элементы и их эквиваленты, репрезентирует нам тип языковой личности, которой не свойственна рефлексия собственной речевой деятельности, которая избегает личностной оценки излагаемой информации, которая не заботится об эффективности своего речевого поведения, о продуктивности коммуникации. Интерпретация дискурса позволяет выявить информацию о самом говорящем. Скажем, анализ только вводных элементов в «Уральских сказах» П. П. Бажова позволяет сделать вывод о социальном статусе героя-рассказчика, поскольку тексты сказов пронизаны вводными словами типа видно, однем словом, слышь-ко и другими, эксплицирующими, что герой-рассказчик принадлежит тому же социальному кругу, что и основные персонажи сказов, — кругу заводских рабочих.
Дискурс может представлять нам тип личности с развитой логикой и, напротив, тип людей, чья речь представляет собой «поток сознания». Иными словами, встречаются тексты с метатекстовой сеткой (во-первых, далее, в-третьих… наконец), которые репрезентируют интенцию говорящего эксплицировать композицию рассуждения, иногда акцентировать внимание на самых важных аргументах (и это самое главное), ранжировать доводы по степени значимости, заботясь о продуктивности общения. Иногда дискурс дает адресату информацию, что автор / говорящий имеет представление об эталоне эффективной речи, которой, помимо правильности, свойственны такие качества, как уместность употребления каких-либо единиц (грубо говоря, проще говоря, попросту говоря), образность (фигурально выражаясь), точность и ясность речи (грубо говоря, мягко говоря). Все это, безусловно, свидетельствует не только об уровне коммуникативной и речевой компетенции адресанта, способного в процессе вербальной коммуникации осуществлять и рефлексию собственной речевой деятельности.
Новая лингвистика и моделирование естественного интеллекта1
- Когнитивные аспекты исследования русского языка о некоторых закономерностях в развитии процессов метафоризации г. А. Аббакумова
- Дискурсивно-когнитивные истоки семантики единиц вторичного знакообозначения н. Ф. Алефиренко
- Семантическое моделирование как метод лингвистической метафорологии о. Н. Алешина
- А. Н. Баранов, д. О. Добровольский
- Когнитивные стратегии дискурса в русском «языковом фильме мира» н. В. Бардина
- О смысловом взаимодействии семантических параметров при реализации алгоритма развертывания русских коммуникативных значений м. Г. Безяева
- К ролевой грамматике русского языка: комитатив сопровождаюшего и его конверсивы
- Institut National des Langues et Civilisations Orientales, Париж, Франция
- Личное самосознание русских с точки зрения языка: соотношение типологического и универсального г. И. Берестнев
- Когнитивный аспект семантики притяжательных местоимений н. Н. Болдырев
- Литература
- Об одном параметре классификации прилагательных а. Бонч-Осмоловская
- Литература
- Концептуально-семантический анализ художественного текста как средство моделирования авторского сознания л. О. Бутакова
- Литература
- Лексическое значение в дискурсивной модели описания языка. Синтактика versus семантика а. В. Вдовиченко
- Семантическая функция некоторых оборотов разговорной речи г. И. Володина
- Семантика и структура предложения в когнитивном аспекте г. Ф. Гаврилова
- Литература
- Метафорические структуры в процессе логического познания о. И. Глазунова
- Литература
- Использование концептов чувственного восприятия для манипуляции массовым сознанием в языке сми о. Н. Григорьева
- Литература
- Семантическая деривация в значении русской приставки у- Анна а. Зализняк
- Взаимодействие коммуникативных категорий разного типа. Е. П. Захарова
- Топонимические логоэпистемы и. С. Карабулатова
- А. Е. Кибрик
- Функционально-когнитивный словарь русского языка как новый тип активного словаря т. А. Кильдибекова, г. В. Гафарова
- Литература
- Вертикальный контекст русских политических логосфер в России и Латвии н. Н. Клочко
- Категория сравнения и бином языка м. И. Конюшкевич
- Об одной разновидности скрытого речевого намерения и. П. Кузьмич
- Литература
- Европейская грамматика и русская концептосфера в международном и интерэтническом диалоге и в межкультурном общении к. Ласорса-Съедина
- Лингвистическое исследование и принципы когнитивной лингвистики е. К. Лебедева
- Эффект реальности ирреального в житийных текстах т. П. Лённгрен
- О наивно-языковой семантике и проблемах концептуального анализа
- Процессы категоризации в глубинных пословичных пропозициях е. В. Маркелова
- Литература
- Социализация ценностных отношений языковыми средствами т. В. Маркелова
- О ментальных репрезентациях (представлениях) синонимов п у т ь и д о р о г а е. С. Микитченко
- Литература
- Природа и статус конативной модальности (модальности попытки) м. Г. Милютина
- Литература
- Языковые средства поддержания единства группового сознания а. В. Михайлов
- Проблемы обратной концептуализации локальных объектов в русском литературном языке и его диалектах а. Пеетерс-Подгаевская
- Литература
- Aнтропоцентрический и текстоцентрический аспекты при исследовании вводных слов и их эквивалентов н. П. Перфильева
- Н. К. Рябцева
- Литература
- Некоторые принципы организации семантических систем и роль компонентного анализа о. Н. Селиверстова
- Функциональная парадигма русского глагола как отражение когнитивного опыта е. И. Семиколенова
- Гендерный аспект символизма языка фольклорных жестов т. С. Соколова
- Литература
- Провокационный дискурс (пд) в. Н. Степанов
- Литература
- К вопросу о репрезентации инструмента (история и современность) о. Г. Твердохлеб
- Модальность необходимости и персональность: функциональные особенности высказываний с я-субъектом с. Н. Туровская
- Словарь концептосферы и динамика дискурса в. И. Убийко
- Семантический признак «наблюдаемость» как показатель коммуникативного потенциала глагола с. В. Ушакова
- Литература
- Ситуация возможности: детерминирующий фактор и. Р. Федорова
- Лингвистическая интерпретация причинных отношений Эрика-Оксана Хааг
- Литература
- Скажем и так сказать как элементы построения устной научной речи е. В. Хачатурян
- Семантическая модель «замысел — осуществление замысла»: перспективы изучения и описания с. В. Чернова
- Метафора: структура и применение в текстах массовой коммуникации е. Л. Шмелёва
- Литература