logo
kogn_aspect

Процессы категоризации в глубинных пословичных пропозициях е. В. Маркелова

Новосибирский государственный технический университет

пословицы, глубинная структура, категоризация, семантический субъект, семантический предикат

Summary. In the report categorial features of the semantic subject and predicate in the proverb proposition are described.

Пословицы относятся к уникальным объектам языка и культуры, так как в них фиксируется и сохраняется социально-значимая информация. Несмотря на многочисленные исследования вопрос о способах представления этой информации остается актуальным.

Логико-семиотический анализ пословиц показал, что в основе их семантических и когнитивных механизмов лежит инвариантная глубинная пропозиция, которая остается одинаковой при переводе на разные языки (см. работы Г. Л. Пермякова, Е. Н. Саввиной). Она имеет субъ­ектно-предикатное строение, в качестве ее элементов выделяются семантический субъект и семантический предикат [1].

Пословицы, имеющие одну и ту же инвариантную пропозицию, делятся на группы, в которых обобщаются разные виды объектов экстралингвистической реальности. Каждая из этих групп обладает категориальными признаками, которые определяют значение семантических субъектов и предикатов, что позволяет смоделировать типы пословичных пропозиций, в которых происходит наращение первоначальной информации, обогащение ее коннотативными смыслами.

Инвариантная пословичная пропозиция строится на основе логико-семиотических принципов и прочитыва­ет­ся как логическая формула, имеющая информационное наполнение, например: «большое количество тру- да — хорошо». Среди пословиц мы выделяем такие, которые наиболее точно передают это инвариантное значение. Они включают в себя мировоззренческие и этические понятия, абстрагированные характеристики человека. Например: «Работай боле — а тебя помнить будут доле» (русская пословица). Категориально данная пропозиция характеризуется следующим образом: «аб­ст­рактный объект и его абстрактная характеристика». В данном случае мы говорим, что подобные пословичные пропозиции содержат обобщенный субъект. Семантический предикат пропозиций этого типа имеет экзистенциальное, общеоценочное и общее характерологическое значение. Такие пропозиции мы относим к первому типу глубинных пословичных пропозиций.

В пословицах мы наблюдаем процессы абстрагирования и детализации окружающей действительности. Абстрагирование реальности предполагает, что существовали некоторые конкретные факты и ситуации, на основе которых строились обобщенные ментальные пред­ставления, закрепившиеся затем в абстрактных понятиях. Когда в целом этот процесс был завершен, образовался своеобразный пословичный концепт, многоуровневое «пословичное древо». В нем с помощью процессов категоризации была зафиксирована детализация обобщенных представлений [1].

Образование обобщенных представлений происходит на основе деятельности человека, и, следовательно, их детализация в пословицах подразумевает конкретизацию видов человеческой деятельности. Этим обусловливается существование групп пословиц, в которых го­ворится о человеке с точки зрения его физиологических особенностей, умственных способностей, профессиональной и ритуальной деятельности. Второй тип пословичных пропозиций имеет категориальное значение: «человек и характеристика его деятельности». Категориальный признак «человек» может проявляться и как «свойственное человеку» при метонимическом указании на части тела человека, состояния, присущие человеку, события в жизни человека. Таким образом, второй тип пословичных пропозиций содержит семантический субъект, наделенный характеристиками, свойственными человеку, и семантический предикат, имеющий характерологическое значение действий человека. Приведем примеры: «Кто встал пораньше, ушел подальше»; «Дома не лежу и в людях не стою»; «Глубже пахать — больше хлеба ждать»; «Грибов ищут — по лесу рыщут» (русские пословицы).

Дальнейшая детализация обобщенных ментальных представлений в пословицах идет по метонимической модели, указанной выше, когда упоминаются части тела человека (ср. «Умелые руки не знают скуки»), и по метафорической. Последняя подразумевает, что субъектные качества человека обозначаются через предметы обихода, включая предметы профессиональной и ритуальной деятельности. В пословицах данной группы предметам предписаны определенные действия. Категориальным признаком может быть названа категория «предметности», или «вещности», т. е. отнесения к разряду вещей, используемых человеком. Третий тип пословичных пропозиций обладает категориальным значением: «вещь человека и действия, производимые этой вещью». В этих пропозициях субъекты характеризуются признаком «вещности», предикаты, в свою очередь, ба­зируются на значениях, которые предписываются неодушевленным предметам. Как, например, в пословице: «Жнущий серп всегда блестит» (мордовская пословица).

Наиболее полно процессы метафорической детализации и усложнения инвариантной информационной стру­к­туры отражаются в пословицах, в которых речь идет о природном мире, окружающем человека. Они образуют четвертый тип пословичных пропозиций, имеющих ка­те­гориальное значение: «природный объект и его действия». Субъекты в этом случае могут обладать категориями одушевленности и неодушевленности и характеризоваться как независимые от человеческого сознания реалии. Предикаты же передают значения, соотносящи­е­ся с видами природных объектов. Примерами могут слу­жить пословицы: «Капля по капле и камень долбит»; «Дятел и дуб продалбивает» (русские пословицы).

В заключение отметим, что нами описаны только общие типы категориальных семантических субъектов и преди­катов однородных глубинных пословичных пропозиций. Внутри каждого из них происходит дальнейшая детальная категоризация, а также процесс «сме­ше­ния» категориальных структур, которые требуют своего изучения.