logo
kogn_aspect

Гендерный аспект символизма языка фольклорных жестов т. С. Соколова

Белгородский государственный университет

история русского языка, лингвофольклористика

Summary. Simbolical semantics of masculine and feminine kinetic nominations in the Russian folk songs.

1. Дифференциация фольклорных кинетических номинаций (КН) в аспекте гендерной тематики.

(1) Вербальные обозначения, или кинетические номинации, жестов, мимики, телодвижений и т. п. являются обя­зательной частью обрядовых действий, многие из которых находят своеобразное продолжение в содержании русских устнопоэтических произведений.

(2) Язык фольклорных жестов мужчин и женщин в аспекте гендерной тематики еще не был предметом пристального лингвофольклористического наблюдения. Осо­­бого внимания заслуживает семантика паралингвистических средств передачи информации и их словесное воплощение. Кинетические номинации в текстах южнорусских народных песен преимущественно представляют собой словесные комплексы, символические по значению. Понимание их глубинного содержания возможно благодаря сведениям из этимологии, диалектологии, устной речи, учета национальной специфики паралингвистических средств в обязательном сочетании с данными из истории материальной и духовной культуры русского народа.

2. Синкретичность семантики женских КН по ком­пле­к­су признаков.

(1) Особый ряд кинетических номинаций образуют те, которые связаны с основными этапами в жизни человека, именуемые в совокупности в фольклорной традиции сочетанием путь — дорога.

(2) Такой фрагмент пути — дороги, как начало семейной жизни женщины (еще невесты) в своем пиковом проявлении сосредотачивается внутри родного дома в пределах (около) его центрального локуса — стола, а также его частей, атрибутов. Например, ритуальное дей­ствие русской свахи — взяться за угол стола и сдвинуть его с места — перед тем, как начать переговоры с родителями невесты, сопровождается приговором: Сдвину я столечницу, сдвину я сердечную. Это означает: сватовство должно состояться, и невеста тем самым будет приближена к жениху. Заметим, словесное сопровождение обрядового действия иллюстрирует лишь внешнюю сторону предстоящих изменений в жизни женщины. Песенные кинетические номинации, являясь своеобразным поэтическим продолжением обрядовых действий, не просто дополняют сюжет, но и выступают этикетными знаками культуры внешнего и внутреннего поведения человека. В песне ритуальное действие невесты — обивать руку (ручушку) о дубовый (тесовый) стол — это не только знак прощания дочери-невесты с отеческим домом, но и выражения глубокой печали: Да по терему Манечка гуляла. Об дубовай стол ручушку оббивала. Да усе ж она батюшку будила. Да устань, проснись, батюшка родимай. Да не надолго ж я тебе досталась [Народные песни сел…, 47).

3. Синкретичность семантики мужских КН по ком­пле­к­су признаков.

(1) За пределами родного жилища, за его порогом — локусом, символизирующим границу между домом и внешним миром, ритуальные действия о намерении на­чать семейную жизнь предпринимаются со стороны муж­чины. Кинетическая номинация наступить на ногу (нож­­ку) в песнях обозначает традиционное действие героя, который, соблюдая этикет знакомства, проявляет благорасположенность к молодой особе и таким образом предлагает идти по его следу, взяв ее под свое покровительство: Молодец хороший Федору займая… да на нож­ку ступая [Русская народная песня…, 76]. В народной символике, по объяснению А. Н. Афанасьева, нога, обувь, след, оставляемый на дороге, играют значительную роль. Нога приближает человека к предмету его же­ланий. В прошлом понятиями движение, поступь, следование определялись все нравственные действия человека [Афанасьев, 73].

(2) Кинетические номинации, сопровождающие обрядовые действия и присутствующие в сюжете народных песен, по своему содержанию четко дифференцируются с позиции мужского и женского начала. Они предстают языковыми символами древних традиций в проявлении чувств и поведения русского человека на определенных этапах его жизненного пути.