logo
kogn_aspect

Функционально-когнитивный словарь русского языка как новый тип активного словаря т. А. Кильдибекова, г. В. Гафарова

Башкирский государственный университет

когнитивная научная парадигма, суперконцепт, функционально-семантическая сфера, семантическое поле, активный словарь, функционально-когнитивный словарь, языковая универсалия

Summary. Functional and cognitive trend certainly to be leading in linguistics today as the most promising for systemic description of the language. It enables to compile a dictionary of the ‘active’ type. The main attention in the dictionary is paid to the description of «functional-semantic spheres» the bases of which are superconcepts.

Общим развитием лингвистики обусловлена необходимость переориентации лексикографических исследований на когнитивную параметризацию словарного со­става языка, которая позволяет решать по-новому общую проблему систематизации лексической системы и конкретные задачи объединения лексем в блоки разного объема. При когнитивном подходе базисной является кон­цепция знаний, в которых проявляется концептуализация и категоризация внеязыковой действительности в процессе познавательной деятельности человека.

___________________________________

Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант 01-04-00157а.

Когнитивная научная парадигма, исследующая языковые процессы в деятельностном аспекте с опорой на типы знаний, заложенные в лексической семантике и используемые носителем языка в речевой коммуникации, имеет большие объяснительные возможности, которые обеспечиваются существенным обновлением содержания и методов описания языкового материала.

В словарном составе проявляются разнообразные когнитивные модели взаимодействия знаний о мире и языковой семантики. При этом блоки лексем предстают как категории, включающие определенные пласты знаний о мире и одновременно отражающие многочисленные и разветвленные семантические связи между языковыми элементами как внутри групп, так и между классами слов. Смысловыми центрами, обладающими боль­шой систематизирующей силой и выступающими в ка­честве базы интеграции связанных общей семантикой лек­сических элементов (слов, составных наименований, фразеологизмов, коммуникативных блоков), являются су­перконцепты («стереотипы сознания») типа «жизнь», «движение», «речь», «деятельность», «собственность», «зрение», «слух» и т. д. (ср. с семантическими примитивами А. Вежбицкой). Перечисленные суперконцепты объ­единяют комплексные знания человека о реальной действительности и выступают в качестве основы речевой коммуникации. Они организуют объемные семантические пространства, или фрагменты словаря. Являясь обоб­щением всех слов обширного семантического пространства, суперконцепты представляют собой менталь­ную категорию наиболее высокой степени абстракции и предопределяют разнообразные типы частных значений, в которых конкретизируется общая глобальная се­мантика.

Когнитивный подход в соответствии с общей тенденцией укрупнения языковых категорий, характерной для лингвистики конца ХХ века (Ю. С. Степанов), позволяет увеличить объем разрядов (блоков, классов) лексических единиц, представляемых в словарях. Традиционно, начиная с работ Трира, Ипсена, Порцига, основной си­стемообразующей единицей лексической системы языка признается семантическое поле. Однако данное положение до сих пор воспринимается скорее всего как аксиома, не подтвержденная теоретическими разработками и данными лексикографической практики. Между тем при составлении идеографических словарей в связи с необходимостью классификации большого фактическо­го материала исследователи постоянно сталкиваются с не­обходимостью пересмотреть данное положение. Не слу­чайно ставится вопрос о разработке более крупных, чем семантическое поле, блоках лексем, таких, как разряды слов, «основные системы человека», «идео­гра­фичес- кие парадигмы» и т. д. (Ю. Н. Караулов, Ю. Д. Ап­ресян, Ж. П. Соколовская). Однако последние не идентифицируются в теоретическом плане.

Как показывает опыт составления словаря активного типа, в качестве самых крупных системообразующих единиц словаря выступают функционально-семанти­чес­кие сферы, базирующиеся на важнейших суперконцептах. Функционально-семантическая сфера выступает в активном словаре как центральный блок, который реконструируется на основе языковых данных и включает лексические элементы, соотносящиеся с общим глобальным понятием и отражающие расчленение мира в деятельностном аспекте. Главные функционально-се­ман­ти­ческие сферы связаны с человеком. Через суперконцепты в языке передается ряд взаимосвязанных про­явлений жизни, работы, движения, говорения и т. д. Они многоаспектны, разноплановы и представлены в словарном составе как иерархически организованные, раз­ветвленные системы.

Один из возможных путей лексикографической интерпретации словарного состава языка с опорой на речевую деятельность человека и типы знаний, которые «усредненный» носитель языка использует в процессе общения, реализуется в функционально-когнитивном сло­варе русского языка (Кильдибекова Т. А., Га­фа­ро­ва Г. В. Функционально-когнитивный словарь русского языка — сферы «жить», «двигаться», «говорить». Уфа, 1997, 1998, 2000).

Главная идея словаря заключается в представлении лексики русского языка в виде системы объемных фун­кционально-семантических сфер, которые распадаются на блоки меньшего объема — семантические поля. Так, дальнейшая дифференциация функционально-семанти­чес­кой сферы «жизнь» осуществляется в семантических полях «родственные отношения», «жизненный путь», «ро­ждение и смерть», «жизненные потребности». Когнитивный подход дает возможность объединить в одном словарном блоке все типы знаний, которые связаны с суперконцептом и необходимы человеку для общения. Например, чтобы владеть информацией о глобальном по­нятии «жить», необходимо знать, где (страна, населен­ный пункт, жилище), с кем (семья, родители, дети), на что (на зарплату, на стипендию, на доходы от чего-л.), как (хорошо, плохо, богато, бедно) живет человек. Все эти сведения отражаются в сочетаемостных характеристиках ключевых слов, которые фиксируются в словаре. Понятие «жизнь» включает также знания о возрасте, родственных отношениях, потребностях, привычках, пред­ставляемые в отдельных классах лексем — семантических полях. Словарь содержит слова разных частей ре­чи: глаголы, которые составляют процессуальную (со­бы­тийную) основу блоков; существительные, конкретизирующие значение глагольных лексем; прилагательные, функция которых заключается в дифференциации и оценке реалий; наречия, выражающие дополнительную информацию. В словаре даются также составные наименования и фразеологические единицы.

Функционально-семантическая сфера выступает как языковая универсалия и может использоваться при со­по­ставительном изучении лексических систем, поскольку глобальные суперконцепты являются общими для всех языков. В их конкретной реализации выделяются универсальные и идеоэтнические элементы значения. Это проявляется в направлениях актуализации концепта, в линейных и векторных соответствиях лексических элементов в разных языковых системах. Функционально-семантическая сфера может выступать в качестве основы для создания двуязычного и многоязычного словарей (Кильдибекова Т. А., Гафарова Г. В., Ва­ли­ах­ме­това Э. К. Русско-английский функционально-ко­гни­тив­ный словарь. Уфа, 2000).

Социальное восприятие: языковая модель денотативной ситуации1

И. Е. Ким

Красноярский государственный университет

русская языковая картина мира, синтаксическая семантика, социальная семантика

Summary. The presented paper describes the language model of social perception. The main characteristic quality of social objects is taken into account in the model: they are in the same time natural objects and signs. The author pays special attention to social aspects of speech understanding.

Говоря о разных типах восприятия, Т. В. Шмелёва выделяет и социальное восприятие как особый тип, не обозначив, однако, его характерных свойств [1, 17]. В докладе предлагается модель социальной денотативной сферы русского языка и учитывающее эту модель описание язы­ковых средств для обозначения социального восприятия.

___________________________________

Работа выполнена при финансовой поддержке RSS (грант № 1131 / 2000).

1. Пропозитивная модель восприятия включает в себя следующие элементы: предикат (фиксирующий способ, канал восприятия), субъект, объект (воспринимаемый предмет или ситуация). Особо выделяется восприятие ре­чи и вообще знаковосприятие, в котором обнаруживается позиция еще для одного актанта — контрагента восприятия, источника информации. Это связано с конверсностью знаковосприятия и знакопорождения, например, речи или письма, в которых контрагент знаковосприятия выступает субъектом, а субъект знаковосприятия — адресатом.

Специфику любых социальных явлений составляет их знаковая природа, наличие в них наряду с «нату­раль­ной», природной составляющей еще и знакового компонента, который накладывается на натуральную составляющую. Наложение это может быть двояким. Во-первых, натуральному объекту может быть придана зна­ковая функция, ср., например, поле как символ русскости, перепутье как знак выбора и т. п. Во-вторых, к натуральным объектам могут присоединяться искус­ствен­ные значимые объекты или атрибуты, ср., например, боевую раскраску индейцев или других аборигенов как сигнал о том, что племя находится в состоянии вой­ны. Таким образом, социальная действительность как бы удваивается (за счет сочетания «природного» и «зна­ко­во­го»), теряет определенность, становится сложной для восприятия, в свою очередь, тоже устроенного слож­нее, чем восприятие природных объектов. Сложность эта проистекает из того, что социальное восприятие совмещает в себе восприятие натуральной составляющей, организованное по субъектно-объектному ти­пу, и восприятие знаковой составляющей, моделируемое как вза­имодействие субъекта и контрагента. Последнее означает, что социальное восприятие всегда предполагает наличие воспринимаемого социального действия [2].

2. Вторая особенность социального восприятия — его активный характер. По сути, всякое восприятие предполагает активность субъекта: психическое восприятие — психическую активность, ментальное восприятие — интеллектуальную активность, а социальное — соответственно, социальную активность. Социальное восприятие есть социальное реагирование. Поэтому его пропозитивная модель неконверсна модели социального действия. Ср., например: Парламент принял законопроект в первом чтении; Широкая общественность возмущена действиями президента. Социальное действие для завершения должно быть воспринято адресатом, поэтому в этой денотативной сфере восприятие есть составная часть действия.

3. Восприятие пронизывает социальную денотатив­ную сферу, поэтому русский язык предлагает многообразие лексем, регулярно или по случаю служащих для его обозначения:

1) слова со значением общего восприятия: Его никто не воспринимал как начальника;

2) предикатная лексика чувственного восприятия: В нем никто не разглядел преемника нынешнего президента; Неслыханная дерзость;

3) слова со значением интеллектуального восприятия: Понял, кто здесь хозяин?

4) глаголы и имена со значением социального воспри­ятия: доверять / доверие; одобрить / одобрение; принимать / приятие; поддержать / поддержка; игнорировать; авторитет; престиж; репутация; реноме и др.

5) глаголы и имена со значением ответного социального действия: похвалить / похвала; протестовать / про­тест и др.

4. Особый сюжет представляет собой социальное восприятие речи. Восприятие речи включает в себя по край­ней мере три аспекта: собственно восприятие речевых сигналов и их понимание, интеллектуальное восприятие (восприятие выраженной мысли) и социальное понимание (восприятие прямо и косвенно выраженной информации о социальных отношениях между субъектом речи и адресатом, а также между ними и другими социальными объектами). Т. В. Шмелёва [1, 39–40] эту социальную информацию определяет как социальный ком­понент модуса высказывания, однако речь, по всей видимости, должна идти о более важном делении, возникающем раньше, чем разделение смысла на модус и диктум. Как выясняется, социальное понимание речи, как и передача социальной, а не интеллектуальной информации, обладает своими средствами выражения, от­личными от средств интеллектуального понимания, на­пример, общими отличиями в интонации, особыми син­таксическими построениями, лексикой и идиоматикой.

Таким образом, речь, будучи социальным действием по актантным характеристикам (наличие адресата) ока­зывается социальным действием и по содержанию (на­ли­чие социальной информации, передаваемой специали­зированными языковыми средствами). Эта особенность также отражается в лексике, обозначающей восприятие речи: ср. перфективы от слышать / слушать с процессным и фактическим значением: нейтральное по­слушать и социальное выслушать и заслушать; с результативным значением: перцептивное расслышать, ней­тральное услышать и социальное послушаться и ослушаться.