Функционально-когнитивный словарь русского языка как новый тип активного словаря т. А. Кильдибекова, г. В. Гафарова
Башкирский государственный университет
когнитивная научная парадигма, суперконцепт, функционально-семантическая сфера, семантическое поле, активный словарь, функционально-когнитивный словарь, языковая универсалия
Summary. Functional and cognitive trend certainly to be leading in linguistics today as the most promising for systemic description of the language. It enables to compile a dictionary of the ‘active’ type. The main attention in the dictionary is paid to the description of «functional-semantic spheres» the bases of which are superconcepts.
Общим развитием лингвистики обусловлена необходимость переориентации лексикографических исследований на когнитивную параметризацию словарного состава языка, которая позволяет решать по-новому общую проблему систематизации лексической системы и конкретные задачи объединения лексем в блоки разного объема. При когнитивном подходе базисной является концепция знаний, в которых проявляется концептуализация и категоризация внеязыковой действительности в процессе познавательной деятельности человека.
___________________________________
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант 01-04-00157а.
Когнитивная научная парадигма, исследующая языковые процессы в деятельностном аспекте с опорой на типы знаний, заложенные в лексической семантике и используемые носителем языка в речевой коммуникации, имеет большие объяснительные возможности, которые обеспечиваются существенным обновлением содержания и методов описания языкового материала.
В словарном составе проявляются разнообразные когнитивные модели взаимодействия знаний о мире и языковой семантики. При этом блоки лексем предстают как категории, включающие определенные пласты знаний о мире и одновременно отражающие многочисленные и разветвленные семантические связи между языковыми элементами как внутри групп, так и между классами слов. Смысловыми центрами, обладающими большой систематизирующей силой и выступающими в качестве базы интеграции связанных общей семантикой лексических элементов (слов, составных наименований, фразеологизмов, коммуникативных блоков), являются суперконцепты («стереотипы сознания») типа «жизнь», «движение», «речь», «деятельность», «собственность», «зрение», «слух» и т. д. (ср. с семантическими примитивами А. Вежбицкой). Перечисленные суперконцепты объединяют комплексные знания человека о реальной действительности и выступают в качестве основы речевой коммуникации. Они организуют объемные семантические пространства, или фрагменты словаря. Являясь обобщением всех слов обширного семантического пространства, суперконцепты представляют собой ментальную категорию наиболее высокой степени абстракции и предопределяют разнообразные типы частных значений, в которых конкретизируется общая глобальная семантика.
Когнитивный подход в соответствии с общей тенденцией укрупнения языковых категорий, характерной для лингвистики конца ХХ века (Ю. С. Степанов), позволяет увеличить объем разрядов (блоков, классов) лексических единиц, представляемых в словарях. Традиционно, начиная с работ Трира, Ипсена, Порцига, основной системообразующей единицей лексической системы языка признается семантическое поле. Однако данное положение до сих пор воспринимается скорее всего как аксиома, не подтвержденная теоретическими разработками и данными лексикографической практики. Между тем при составлении идеографических словарей в связи с необходимостью классификации большого фактического материала исследователи постоянно сталкиваются с необходимостью пересмотреть данное положение. Не случайно ставится вопрос о разработке более крупных, чем семантическое поле, блоках лексем, таких, как разряды слов, «основные системы человека», «идеографичес- кие парадигмы» и т. д. (Ю. Н. Караулов, Ю. Д. Апресян, Ж. П. Соколовская). Однако последние не идентифицируются в теоретическом плане.
Как показывает опыт составления словаря активного типа, в качестве самых крупных системообразующих единиц словаря выступают функционально-семантические сферы, базирующиеся на важнейших суперконцептах. Функционально-семантическая сфера выступает в активном словаре как центральный блок, который реконструируется на основе языковых данных и включает лексические элементы, соотносящиеся с общим глобальным понятием и отражающие расчленение мира в деятельностном аспекте. Главные функционально-семантические сферы связаны с человеком. Через суперконцепты в языке передается ряд взаимосвязанных проявлений жизни, работы, движения, говорения и т. д. Они многоаспектны, разноплановы и представлены в словарном составе как иерархически организованные, разветвленные системы.
Один из возможных путей лексикографической интерпретации словарного состава языка с опорой на речевую деятельность человека и типы знаний, которые «усредненный» носитель языка использует в процессе общения, реализуется в функционально-когнитивном словаре русского языка (Кильдибекова Т. А., Гафарова Г. В. Функционально-когнитивный словарь русского языка — сферы «жить», «двигаться», «говорить». Уфа, 1997, 1998, 2000).
Главная идея словаря заключается в представлении лексики русского языка в виде системы объемных функционально-семантических сфер, которые распадаются на блоки меньшего объема — семантические поля. Так, дальнейшая дифференциация функционально-семантической сферы «жизнь» осуществляется в семантических полях «родственные отношения», «жизненный путь», «рождение и смерть», «жизненные потребности». Когнитивный подход дает возможность объединить в одном словарном блоке все типы знаний, которые связаны с суперконцептом и необходимы человеку для общения. Например, чтобы владеть информацией о глобальном понятии «жить», необходимо знать, где (страна, населенный пункт, жилище), с кем (семья, родители, дети), на что (на зарплату, на стипендию, на доходы от чего-л.), как (хорошо, плохо, богато, бедно) живет человек. Все эти сведения отражаются в сочетаемостных характеристиках ключевых слов, которые фиксируются в словаре. Понятие «жизнь» включает также знания о возрасте, родственных отношениях, потребностях, привычках, представляемые в отдельных классах лексем — семантических полях. Словарь содержит слова разных частей речи: глаголы, которые составляют процессуальную (событийную) основу блоков; существительные, конкретизирующие значение глагольных лексем; прилагательные, функция которых заключается в дифференциации и оценке реалий; наречия, выражающие дополнительную информацию. В словаре даются также составные наименования и фразеологические единицы.
Функционально-семантическая сфера выступает как языковая универсалия и может использоваться при сопоставительном изучении лексических систем, поскольку глобальные суперконцепты являются общими для всех языков. В их конкретной реализации выделяются универсальные и идеоэтнические элементы значения. Это проявляется в направлениях актуализации концепта, в линейных и векторных соответствиях лексических элементов в разных языковых системах. Функционально-семантическая сфера может выступать в качестве основы для создания двуязычного и многоязычного словарей (Кильдибекова Т. А., Гафарова Г. В., Валиахметова Э. К. Русско-английский функционально-когнитивный словарь. Уфа, 2000).
Социальное восприятие: языковая модель денотативной ситуации1
И. Е. Ким
Красноярский государственный университет
русская языковая картина мира, синтаксическая семантика, социальная семантика
Summary. The presented paper describes the language model of social perception. The main characteristic quality of social objects is taken into account in the model: they are in the same time natural objects and signs. The author pays special attention to social aspects of speech understanding.
Говоря о разных типах восприятия, Т. В. Шмелёва выделяет и социальное восприятие как особый тип, не обозначив, однако, его характерных свойств [1, 17]. В докладе предлагается модель социальной денотативной сферы русского языка и учитывающее эту модель описание языковых средств для обозначения социального восприятия.
___________________________________
1 Работа выполнена при финансовой поддержке RSS (грант № 1131 / 2000).
1. Пропозитивная модель восприятия включает в себя следующие элементы: предикат (фиксирующий способ, канал восприятия), субъект, объект (воспринимаемый предмет или ситуация). Особо выделяется восприятие речи и вообще знаковосприятие, в котором обнаруживается позиция еще для одного актанта — контрагента восприятия, источника информации. Это связано с конверсностью знаковосприятия и знакопорождения, например, речи или письма, в которых контрагент знаковосприятия выступает субъектом, а субъект знаковосприятия — адресатом.
Специфику любых социальных явлений составляет их знаковая природа, наличие в них наряду с «натуральной», природной составляющей еще и знакового компонента, который накладывается на натуральную составляющую. Наложение это может быть двояким. Во-первых, натуральному объекту может быть придана знаковая функция, ср., например, поле как символ русскости, перепутье как знак выбора и т. п. Во-вторых, к натуральным объектам могут присоединяться искусственные значимые объекты или атрибуты, ср., например, боевую раскраску индейцев или других аборигенов как сигнал о том, что племя находится в состоянии войны. Таким образом, социальная действительность как бы удваивается (за счет сочетания «природного» и «знакового»), теряет определенность, становится сложной для восприятия, в свою очередь, тоже устроенного сложнее, чем восприятие природных объектов. Сложность эта проистекает из того, что социальное восприятие совмещает в себе восприятие натуральной составляющей, организованное по субъектно-объектному типу, и восприятие знаковой составляющей, моделируемое как взаимодействие субъекта и контрагента. Последнее означает, что социальное восприятие всегда предполагает наличие воспринимаемого социального действия [2].
2. Вторая особенность социального восприятия — его активный характер. По сути, всякое восприятие предполагает активность субъекта: психическое восприятие — психическую активность, ментальное восприятие — интеллектуальную активность, а социальное — соответственно, социальную активность. Социальное восприятие есть социальное реагирование. Поэтому его пропозитивная модель неконверсна модели социального действия. Ср., например: Парламент принял законопроект в первом чтении; Широкая общественность возмущена действиями президента. Социальное действие для завершения должно быть воспринято адресатом, поэтому в этой денотативной сфере восприятие есть составная часть действия.
3. Восприятие пронизывает социальную денотативную сферу, поэтому русский язык предлагает многообразие лексем, регулярно или по случаю служащих для его обозначения:
1) слова со значением общего восприятия: Его никто не воспринимал как начальника;
2) предикатная лексика чувственного восприятия: В нем никто не разглядел преемника нынешнего президента; Неслыханная дерзость;
3) слова со значением интеллектуального восприятия: Понял, кто здесь хозяин?
4) глаголы и имена со значением социального восприятия: доверять / доверие; одобрить / одобрение; принимать / приятие; поддержать / поддержка; игнорировать; авторитет; престиж; репутация; реноме и др.
5) глаголы и имена со значением ответного социального действия: похвалить / похвала; протестовать / протест и др.
4. Особый сюжет представляет собой социальное восприятие речи. Восприятие речи включает в себя по крайней мере три аспекта: собственно восприятие речевых сигналов и их понимание, интеллектуальное восприятие (восприятие выраженной мысли) и социальное понимание (восприятие прямо и косвенно выраженной информации о социальных отношениях между субъектом речи и адресатом, а также между ними и другими социальными объектами). Т. В. Шмелёва [1, 39–40] эту социальную информацию определяет как социальный компонент модуса высказывания, однако речь, по всей видимости, должна идти о более важном делении, возникающем раньше, чем разделение смысла на модус и диктум. Как выясняется, социальное понимание речи, как и передача социальной, а не интеллектуальной информации, обладает своими средствами выражения, отличными от средств интеллектуального понимания, например, общими отличиями в интонации, особыми синтаксическими построениями, лексикой и идиоматикой.
Таким образом, речь, будучи социальным действием по актантным характеристикам (наличие адресата) оказывается социальным действием и по содержанию (наличие социальной информации, передаваемой специализированными языковыми средствами). Эта особенность также отражается в лексике, обозначающей восприятие речи: ср. перфективы от слышать / слушать с процессным и фактическим значением: нейтральное послушать и социальное выслушать и заслушать; с результативным значением: перцептивное расслышать, нейтральное услышать и социальное послушаться и ослушаться.
- Когнитивные аспекты исследования русского языка о некоторых закономерностях в развитии процессов метафоризации г. А. Аббакумова
- Дискурсивно-когнитивные истоки семантики единиц вторичного знакообозначения н. Ф. Алефиренко
- Семантическое моделирование как метод лингвистической метафорологии о. Н. Алешина
- А. Н. Баранов, д. О. Добровольский
- Когнитивные стратегии дискурса в русском «языковом фильме мира» н. В. Бардина
- О смысловом взаимодействии семантических параметров при реализации алгоритма развертывания русских коммуникативных значений м. Г. Безяева
- К ролевой грамматике русского языка: комитатив сопровождаюшего и его конверсивы
- Institut National des Langues et Civilisations Orientales, Париж, Франция
- Личное самосознание русских с точки зрения языка: соотношение типологического и универсального г. И. Берестнев
- Когнитивный аспект семантики притяжательных местоимений н. Н. Болдырев
- Литература
- Об одном параметре классификации прилагательных а. Бонч-Осмоловская
- Литература
- Концептуально-семантический анализ художественного текста как средство моделирования авторского сознания л. О. Бутакова
- Литература
- Лексическое значение в дискурсивной модели описания языка. Синтактика versus семантика а. В. Вдовиченко
- Семантическая функция некоторых оборотов разговорной речи г. И. Володина
- Семантика и структура предложения в когнитивном аспекте г. Ф. Гаврилова
- Литература
- Метафорические структуры в процессе логического познания о. И. Глазунова
- Литература
- Использование концептов чувственного восприятия для манипуляции массовым сознанием в языке сми о. Н. Григорьева
- Литература
- Семантическая деривация в значении русской приставки у- Анна а. Зализняк
- Взаимодействие коммуникативных категорий разного типа. Е. П. Захарова
- Топонимические логоэпистемы и. С. Карабулатова
- А. Е. Кибрик
- Функционально-когнитивный словарь русского языка как новый тип активного словаря т. А. Кильдибекова, г. В. Гафарова
- Литература
- Вертикальный контекст русских политических логосфер в России и Латвии н. Н. Клочко
- Категория сравнения и бином языка м. И. Конюшкевич
- Об одной разновидности скрытого речевого намерения и. П. Кузьмич
- Литература
- Европейская грамматика и русская концептосфера в международном и интерэтническом диалоге и в межкультурном общении к. Ласорса-Съедина
- Лингвистическое исследование и принципы когнитивной лингвистики е. К. Лебедева
- Эффект реальности ирреального в житийных текстах т. П. Лённгрен
- О наивно-языковой семантике и проблемах концептуального анализа
- Процессы категоризации в глубинных пословичных пропозициях е. В. Маркелова
- Литература
- Социализация ценностных отношений языковыми средствами т. В. Маркелова
- О ментальных репрезентациях (представлениях) синонимов п у т ь и д о р о г а е. С. Микитченко
- Литература
- Природа и статус конативной модальности (модальности попытки) м. Г. Милютина
- Литература
- Языковые средства поддержания единства группового сознания а. В. Михайлов
- Проблемы обратной концептуализации локальных объектов в русском литературном языке и его диалектах а. Пеетерс-Подгаевская
- Литература
- Aнтропоцентрический и текстоцентрический аспекты при исследовании вводных слов и их эквивалентов н. П. Перфильева
- Н. К. Рябцева
- Литература
- Некоторые принципы организации семантических систем и роль компонентного анализа о. Н. Селиверстова
- Функциональная парадигма русского глагола как отражение когнитивного опыта е. И. Семиколенова
- Гендерный аспект символизма языка фольклорных жестов т. С. Соколова
- Литература
- Провокационный дискурс (пд) в. Н. Степанов
- Литература
- К вопросу о репрезентации инструмента (история и современность) о. Г. Твердохлеб
- Модальность необходимости и персональность: функциональные особенности высказываний с я-субъектом с. Н. Туровская
- Словарь концептосферы и динамика дискурса в. И. Убийко
- Семантический признак «наблюдаемость» как показатель коммуникативного потенциала глагола с. В. Ушакова
- Литература
- Ситуация возможности: детерминирующий фактор и. Р. Федорова
- Лингвистическая интерпретация причинных отношений Эрика-Оксана Хааг
- Литература
- Скажем и так сказать как элементы построения устной научной речи е. В. Хачатурян
- Семантическая модель «замысел — осуществление замысла»: перспективы изучения и описания с. В. Чернова
- Метафора: структура и применение в текстах массовой коммуникации е. Л. Шмелёва
- Литература