Концептуально-семантический анализ художественного текста как средство моделирования авторского сознания л. О. Бутакова
Омский государственный университет
авторское сознание, смысл, концепт, концептосфера, смысловое поле, когнитивно-семантический анализ, модель
Summary. The article is devoted to the problem of building the texts based author’s consciousness model. The model is understood as a second subject-object symbolic construction, having objective basic features. But at the same time reflecting the recipient’s subjective opinion. The author’s consciousness being a text organizing center is formed by the main reflection way and presented in the system of concepts by means of mental, associative, emotive dominants. This special text’s category is understood as a particularly creative form of mental reflection and can be presented as a model.
Современные подходы к тексту как динамическому вербально-невербальному объекту, порожденному единым сознанием и несущему во всей своей материи его черты, позволяет решать проблемы его когнитивной, смысловой и коммуникативной цельности с помощью применения категории авторское сознание. Концептуально-смысловая категория авторское сознание является динамической моделью сознания реального автора-человека, может быть проанализирована через формы репрезентации в тексте с помощью концептуально-семантического анализа. Ее следует определить как совокупность внутренне упорядоченных, изоморфных друг другу когнитивной, коммуникативной, эмотивно-смысловой систем, репрезентированных в тексте. Ее описа- ние — специфическая модель по данным текста — комплекс схематично изображенных, с учетом специфики самоорганизации знаковой структуры текста, внутренне упорядоченных, изоморфных друг другу когнитивной (концепта, концептосферы, абстрактных когнитивных моделей), коммуникативной и гомоморфной им эмотивно-смысловой систем.
Об авторском сознании как когнитивно доминирующем центре мы можем судить по результатам вычленения доминантных и периферийных смыслов, концептов, концептуальных систем (концептосфер) через формы их типичной для данной художественной модели репрезентации, в конечном итоге — по вербальным знакам, представляющим когнитивно-языковую организацию речевого произведения. Изучение текста с такой точки зрения означает исследование способов его концептуального устройства, т. е. такого функционального механизма, который передает особенности авторского взгляда на мир в структурах конвенциональных и индивидуальных моделей, и такой цельной художественно созданной формы, которая воплощает авторские субъективные смыслы с помощью значений «тел знаков»
___________________________________
Так, например, в класс качественных попадают прилагательные типа гнедой (поскольку у него непроизводная основа) или женатый (поскольку возможна краткая форма женат) и пеший, хотя понятно, что данные прилагательные никоим образом не выражают «степень интенсивности признака».
2 В подтверждение перспективности отказа от дискретной классификации прилагательных отметим, что как одно из немногочисленных «свойств» относительных прилагательных часто указывается их возможное употребление в качественном значении. При наличии континуальной шкалы, выстраивающей прилагательные от прототипически относительных к прототипически качественным, данная особенность может рассматриваться как полноценное свойство ряда прилагательных, не мешающее классификации, а, напротив, задающее их местоположение на шкале.
всех возможных уровней. Его итог — модель, имеющая иерархическое строение в силу иерархичности прототипа. Как целостная система она может быть воссоздана с помощью последовательного построения «этажей» иерархии, где «внизу» будет находиться концепт, а «наверху» — совокупность абстрактных когнитивных моделей, организующих всю систему как таковую. Причем сама иерархия динамична, а не жестко статична, организована разносторонним движением смыслов в смысловой системе индивида и подобным движением значений языковых единиц, представляющих их в тексте. Это не просто создает пересекаемость концептов в пределах смысловых полей и самих полей в пределах текстов, но и позволят одним и тем же смыслам быть связанными с разными фреймами, сценариями, одним и тем же фреймам наполняться разными субъективными и конвенциональными смыслами. Построение общей модели в системном аспекте будет подчиняться принципам иерархичности, системности, должно учитывать обязательное присутствие доминантных смыслов, их соотношений с остальными субъективными личностными смыслами, типами связей конкретных концептов и смысловых полей. Структурная организация модели будет представлять собой совокупность ядерно-периферийных структур концептов (фреймов), способов их взаимосвязей, структур концептосфер (ситуационных моделей), способов их взаимосвязей и структур когнитивных моделей, индивидуально используемых автором текста (текстов). Путь «снизу — вверх» (от менее абстрактного — к более абстрактному) пронизывает и построение системы, и моделирование структуры. В первом случае это означает перемещение от моносистемы (концепта) => к макросистеме (концептосфере) => к мегасистеме (абстрактным моделям). Во втором — передвижение от министруктуры (фрейма) => к макроструктуре (ситуационным моделям) => к мегаструктуре (астрактным схемам).
Методика построения целостной модели — поэтапное смысловое моделирование ядерно-периферийной иерархической структуры когнитивной сферы, гомоморфной ей структуры эмотивно-смысловой сферы, коммуникативной и знаковой структур текста. В основании такой методики — выделение в качестве элементарной единицы субъективного смысла, базовой функциональной единицы — концепта (объемного смыслового образования), соотнесение принципов смысловой организации и знаковой самоорганизации текста. На основе психолингвистической и философской точек зрения [Павиленис, 1983, 1986; Пищальникова, 1996, 1999] под концептом мы понимали объемное ментальное образование (моносистему), имеющее конвенциональную природу, схематично отражающее логическую последовательность мнений, представлений, понятий индивида об определенном фрагменте действительности, «пропущенное» сквозь его ценностно-нормативную систему, несущее отпечаток его субъективной концептосферы и имеющее вербальную форму выражения в речи. Ценностно-нормативный компонент, выступающий «фильтрующим устройством» для остальных элементов концепта, придает им личностный вид. Концептосферой мы считали систему (полисистему) взаимообусловленных, взаимосвязанных на вербальном и абстрактно-логическом уровнях концептов индивида как представителя этнического и социального коллектива, репрезентированных в его речевых произведениях любой величины и коммуникативной направленности.
Этапы моделирования:
1. построение структуры концептов с помощью описания значений выявленных в тексте вербальных форм акцентного авторского представления их составляющих (понятийной, предметной, эмоциональной, образной, ассоциативной, оценочной); выделение среди них ядерных и периферийных; оценка выбора приоритетных смыслов, средств их репрезентации, способов и степени трансформации использованных для этого языковых знаков; привлечение для этих целей смыслового, семантического анализов и структурного фрейм-анализа;
2. построение аналогичным образом эмотивно-смысловых концептов с учетом доминантной и производной эмоции текста, способов их преимущественной репрезентации с помощью языковых знаков; установление качества, степени, способов создания гомоморфности объектов друг другу; установление ядра и периферии смысловых и эмотивных полей текста, способов взаимоотношений концептов в их пределах с помощью семного и семантического анализов;
3. конструирование структуры концептосферы авторского сознания на основе выделенных концептов, выявления качества и форм осуществления вербальных и предметно-логических связей между ними с помощью семантического, концептуального, логического и «структурно-ситуационного» анализов;
4. описание абстрактно-логических когнитивных способов взаимного сосуществования концептов, концептосфер, смысловых и эмотивно-смысловых полей в тексте на базе выявления способов вербального и иного представления с помощью семантического, денотативного и предметно-логического анализов.
5. построение коммуникативной структуры текста с помощью определения особенностей коммуникативной модели, установления ведущих и вспомогательных видов, форм коммуникации в поэтическом и прозаическом текстах на базе использования коммуникативно-дейктического анализа; форм коммуникативной организации основного повествования, его трансформации, речи главных и периферийных персонажей, диалогичности и речевой полифонии прозы на основе прагма-семантического описания дейксиса говорящего;
6. соотнесение всех полученных схематических представлений в единую модель авторского сознания по тексту на базе принципов гомо- / изоморфизма.
- Когнитивные аспекты исследования русского языка о некоторых закономерностях в развитии процессов метафоризации г. А. Аббакумова
- Дискурсивно-когнитивные истоки семантики единиц вторичного знакообозначения н. Ф. Алефиренко
- Семантическое моделирование как метод лингвистической метафорологии о. Н. Алешина
- А. Н. Баранов, д. О. Добровольский
- Когнитивные стратегии дискурса в русском «языковом фильме мира» н. В. Бардина
- О смысловом взаимодействии семантических параметров при реализации алгоритма развертывания русских коммуникативных значений м. Г. Безяева
- К ролевой грамматике русского языка: комитатив сопровождаюшего и его конверсивы
- Institut National des Langues et Civilisations Orientales, Париж, Франция
- Личное самосознание русских с точки зрения языка: соотношение типологического и универсального г. И. Берестнев
- Когнитивный аспект семантики притяжательных местоимений н. Н. Болдырев
- Литература
- Об одном параметре классификации прилагательных а. Бонч-Осмоловская
- Литература
- Концептуально-семантический анализ художественного текста как средство моделирования авторского сознания л. О. Бутакова
- Литература
- Лексическое значение в дискурсивной модели описания языка. Синтактика versus семантика а. В. Вдовиченко
- Семантическая функция некоторых оборотов разговорной речи г. И. Володина
- Семантика и структура предложения в когнитивном аспекте г. Ф. Гаврилова
- Литература
- Метафорические структуры в процессе логического познания о. И. Глазунова
- Литература
- Использование концептов чувственного восприятия для манипуляции массовым сознанием в языке сми о. Н. Григорьева
- Литература
- Семантическая деривация в значении русской приставки у- Анна а. Зализняк
- Взаимодействие коммуникативных категорий разного типа. Е. П. Захарова
- Топонимические логоэпистемы и. С. Карабулатова
- А. Е. Кибрик
- Функционально-когнитивный словарь русского языка как новый тип активного словаря т. А. Кильдибекова, г. В. Гафарова
- Литература
- Вертикальный контекст русских политических логосфер в России и Латвии н. Н. Клочко
- Категория сравнения и бином языка м. И. Конюшкевич
- Об одной разновидности скрытого речевого намерения и. П. Кузьмич
- Литература
- Европейская грамматика и русская концептосфера в международном и интерэтническом диалоге и в межкультурном общении к. Ласорса-Съедина
- Лингвистическое исследование и принципы когнитивной лингвистики е. К. Лебедева
- Эффект реальности ирреального в житийных текстах т. П. Лённгрен
- О наивно-языковой семантике и проблемах концептуального анализа
- Процессы категоризации в глубинных пословичных пропозициях е. В. Маркелова
- Литература
- Социализация ценностных отношений языковыми средствами т. В. Маркелова
- О ментальных репрезентациях (представлениях) синонимов п у т ь и д о р о г а е. С. Микитченко
- Литература
- Природа и статус конативной модальности (модальности попытки) м. Г. Милютина
- Литература
- Языковые средства поддержания единства группового сознания а. В. Михайлов
- Проблемы обратной концептуализации локальных объектов в русском литературном языке и его диалектах а. Пеетерс-Подгаевская
- Литература
- Aнтропоцентрический и текстоцентрический аспекты при исследовании вводных слов и их эквивалентов н. П. Перфильева
- Н. К. Рябцева
- Литература
- Некоторые принципы организации семантических систем и роль компонентного анализа о. Н. Селиверстова
- Функциональная парадигма русского глагола как отражение когнитивного опыта е. И. Семиколенова
- Гендерный аспект символизма языка фольклорных жестов т. С. Соколова
- Литература
- Провокационный дискурс (пд) в. Н. Степанов
- Литература
- К вопросу о репрезентации инструмента (история и современность) о. Г. Твердохлеб
- Модальность необходимости и персональность: функциональные особенности высказываний с я-субъектом с. Н. Туровская
- Словарь концептосферы и динамика дискурса в. И. Убийко
- Семантический признак «наблюдаемость» как показатель коммуникативного потенциала глагола с. В. Ушакова
- Литература
- Ситуация возможности: детерминирующий фактор и. Р. Федорова
- Лингвистическая интерпретация причинных отношений Эрика-Оксана Хааг
- Литература
- Скажем и так сказать как элементы построения устной научной речи е. В. Хачатурян
- Семантическая модель «замысел — осуществление замысла»: перспективы изучения и описания с. В. Чернова
- Метафора: структура и применение в текстах массовой коммуникации е. Л. Шмелёва
- Литература