logo
kogn_aspect

Эффект реальности ирреального в житийных текстах т. П. Лённгрен

Университет г. Тромсё, Норвегия

каузальный, житие, фокусный, интервал

Summary. The Old Russian adverb abїe is not known in mordern Russian, but in medieval texts, especially hagiografic, it plays an important role. The reason is that its meaning, approximately ‘at once’, ‘suddenly’, was well apt to render «the reality of unreality», miracles. It serves as a transition signal between the spheres of dictum and modus.

Одна из особенностей создания эффекта реальности ирреального в житийных текстах связана с определением жестких временных границ протекания каузальной ситуации чуда (=КЧС), а одним из средств установления таких границ является употребление в каузальной конструкции (=КК) многозначного наречия abїe в одном из своих значений, а именно: ‘тотчас, сразу же’.

В описании этого значения слова abїe применяется утвердившееся в ряде лингвистических работ предположение, что значение слова состоит из ядра и прототипов. Ядро — это инвариантный компонент значения, который отражает характерные свойства всех его прямых референтов, а прототипы — это типи­зированные значения, которые отражают свойства типичных упот­реблений (контекстов) или типичных классов референтных слов. Такая структура обусловлена двумя различными функциями слова: референциональной и коммуни­кативной.

В слове abїe в КСЧ соотношение глагольного времени действия антецедента и консеквента и ряда других семантических элементов микроситуаций, составляющих КСЧ, локализуют каузируемое состояние консеквента относительно действия антецедента в рамках фокусного интервала времени (t), порождая прототипические значения. Фокусный интервал времени (t) состоит из двух временных отрезков: времени действия антецедента (tsi) и времени действия консеквента (tsj):

ABЇE 1: ‘в момент действия антецедента’ tsi{[ri si]}= tsj{[rj sj]}

ABЇE 2: ‘в следующий момент после действия антецедента’ tsi{[ri si]}, tsj{[rj sj]}

ABЇE 3: ‘после действия антецедента’ tsi{[ri si]},…, tsj{[rj sj]}

Ядро abїe составляют прототипы (ABЇE 1, 2, 3). Каждый из этих прототипов порождается в результате соединения ядра с элементами микроситуаций, составляющих КСЧ, и последующего разграничения (на уровне поверхностного сознания) трех прагматически важных типов локализации момента совершения чуда, [rj sj]: в момент каузации, сразу же после момента каузации, через некоторое время после каузации.

Ядро abїe ABЇE X, приблизительно может иметь такую формулировку: ‘событие X (ЧУДО) локализовано в фокусном интервале говорящего (= автора жития)’.

Под концептом «фокусный интервал» подразумевается актуализованный в сознании автора жития интервал времени, в котором группируются наиболее важные микроситуации, составляющие КСЧ, то есть события, на которых автор старается сосредоточить, задержать внимание читателя и тем самым убедить в истин- нос­ти сотворения чуда, заставить поверить в чудо. В рассматриваемых примерах преобладает реализация ABЇE 1 и ABЇE 2. Это свидетельствует о том, что автор жития, подсознательно чувствуя естественное стремление читателя к состоянию «на выходе», помещает момент действия героя жития [ri si] и проявление результатов этого действия [rj sj] в минимальный фокусный интервал. В жи­тиях Нила Сорского в цепочке заключительных чудес этот интервал сведен до минимума, именно в таких примерах часто реализуется ABЇE 1.

Описание ABЇE X построено здесь на когнитивной ги­потезе, успешно использованной А. Д. Кошелевым при описании наречия сейчас: при восприятии (и описании) ситуации действительности в сознании человека формируется два плана: первый, содержащий наиболее важные для говорящего события (из всех событий, воспринимаемых к данному моменту), и второй, содержащий менее важные, вторичные события. Первый план формируется в достаточно узком интервале времени, фокусном, а второй в достаточно широком, панорамном интервале.

К этому следует добавить, что рамки фокусного и панорамного интервалов подвижны, между ними нет жесткой границы. Это видно на примере ABЇE X: первый прототип, ABЇE 1, реализуется в минимальном фокусном интервале, а фокусный интервал реализации ABЇE 3 граничит с панорамным интервалом.

Используя описание ABЇE X, можно продолжить ряд прототипических значений, комбинируя тип фокусного интервала и семантические черты микроситуаций, составляющих КС.

В заключение предлагается список формул реализации ABЇE X в 64 каузальных конструкциях, которые используются для создания эффекта реальности ирреального в описании чудес в исследованных житийных текстах в редакции Нила Сорского.