logo
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.

Происхождение и развитие письма. Типология письма.

Язык в его исторически первичной звуковой форме материального воплощения – это знаковая система, основной функцией которой является общение (сообщение, передача и принятие информации) в условиях ограниченной временем и пространством коммуникативной ситуации.

Письменная речь возникла из необходимости компенсировать эти ограничения. Языку в его устной, звуковой форме столько же лет, сколько Homo Sapiens (40-60 тыс лет). А графическая, письменная форма зародилась позже – ей едва ли больше 6000 лет.

Первое, чем человек обязан изобретению письма, – это история. Времена, когда не был письма, называют доисторическими. В дописьменный период у человека была повседневная реальность и неизменная реальность мифа (фольклор). Письменность обеспечила возможность прогресса науки и техники, это свобода от времени и пространства, это историческая память, сохранность культуры даже во время катастроф. С письменностью усилилась интегрирующая функция языка. Народы, не имеющие письменности, рискуют остаться в стороне, вне цивилизации.

Гельб: «Письмо существует только в условиях цивилизации, а цивилизация не может существовать без письма».

Как же язык соотносится в его первичной устной форме и во вторичной письменной форме? Этот вопрос стал предметом научной дискуссии сравнительно недавно. Почти до конца XIX в. лингвисты ориентировались почти исключительно на письменную форму речи. А европейские лингвисты (в отличие от индийских, арабских) путали звук и букву. Да и сейчас говорят и пишут: «X не выговаривает букву «р», говорят о гласных и согласных звуках. В нашем отечестве об устной и письменной речи как двух отдельных формах существования языка впервые заговорил И.А. Бодуэн де Куртене.

Сегодня мы понимаем букву как план выражения, или означающее, а фонема – это план содержания.

!С позиции билатеральной концепции знака, фонема – это не знак, с позиции монолатеральной – это единственный знак. Буква – знак; его означающее – начертание, а означаемое – фонема.

Письменная форма речи вторична и создана преднамеренно, сознательно для фиксации, хранения и передачи информации отдельным индивидом и поколениями людей. Письменная форма связана с действительностью через звуковую форму.

Письмо – это система (особый код) графических (начертательных) знаков и правил их реализации в тексте, служащая переводу акустического звукового сигнала в оптический. Это вторичная материальная знаковая система, сознательно изобретенная в целях компенсации ограниченности звуковой формы реализации языка в пространстве и времени.

Характерные для современного цивилизованного общества массовая грамотность, доступность обучения, бурное развитие печатных СМИ, компьютеры, электронная почта – все это свидетельства быстрого прогресса письменного языка, его роли в жизни общества.

Письменная информация воспринимается быстрее и точнее, чем устная (буквы отделены друг от друга), письмо более интернационально (одним алфавитом пользуются несколько этносов). Все это привело ряд лингвистов (Вахек – ПФШ, германист Д. Нериус, Б.А. Плотников, А.Е. Супрун) к мнению, что графическая форма становится все более автономной от устной формы. Дополнительные аргументы: 1) Письменная речь имеет свой особый усложненный синтаксис (периоды, распространенность, обороты, нормативность и т.д.). Это говорит о непосредственной связи письменной формы языка с мышлением, логикой. 2) Существуют типы текстов, речевые жанры, которые создаются изначально в письменной форме (заявление, жалоба, художественные тексты). 3) Есть особые типы отношений между письмом и искусством / религией / мышлением.

А.А. Леонтьев приравнивает грамотность к двуязычию.

Суммируя все аргументы, Супрун подводит итог: таким образом, в сегодняшних условиях звуковая и графическая формы языка представляют собой два взаимосвязанных, хотя и в определенной мере автономных, вида языка материи.

Д. Нериус, 1978: вторично письмо только по происхождению, но из первоначально вторичной знаковой системы, которая служила лишь для передачи звучания, превращается в примарную знаковую систему, элементы которой, как и элементы устной речи, функционируют как формы материализации значений.

Контраргументы 1) Ни один человек не овладевает вначале письмом, а потом устной речью. 2) Многие люди могут оставаться неграмотными. 3) Из 6000 языков лишь 650 имеют письменность.

Таким образом, обязательным свойством языка является его существование в звуковой устной форме, а письмо – вторично, в какой-то мере необязательно. Однако это особая знаковая система и требует специального изучения и описания.

История науки о письме началась не с Бодуэна де Куртене, а с выхода в книги И Дж Гельба «Опыт изучения письма» Основы грамматологии», Лондон, 1952 г. (на русском языке – в 1982г.) В подзаголовке присутствует термин, который дал название науке о письме. Грамматология связана с палеографией, графологией, эпиграфикой,

Итак, грамматология – это наука о письме; согласно Гельбу, она признана установить на сравнительно-типологической основе общие принципы, управляющие употреблением и эволюцией письма.

Место письма в системе языка представлено в схеме Л.Р. Зиндера:

Язык

языковая система

Звуковой язык

Устная речь

(говорение, слушание)

Письменный язык

Письменная речь

(написание, чтение)

письмо

(код для перевода из одной формы в другую)

Языковой материал

Письменность

Языковой материал – это (Л.В. Щерба) – совокупность всего сказанного на каком-либо языке вообще или в определенный исторический период.

Письменность – это совокупность всего написанного на данном языке.

Очень часто термины «письмо» и «письменность» не различают.