logo
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Фонетическое членение речи

Речевой поток обычно членится паузами разной длительности на сегменты (отрезки). В результате образуются т.н. линейные, или сегментные, единицы. Это фонетические фразы, речевые такты, фонетические слова и слоги.

Фонетическая фраза – наиболее протяженный отрезок речевой цепи, границы которого определяются относительной законченностью сообщения, резкими повышениями или понижениями голоса и значительными паузами. Фонетическая фраза не обязательно совпадает с рамками грамматического предложения (например, сложное предложение может включать несколько фонетических фраз). Фразы могут члениться на такты, состоящие из словосочетаний или, реже, отдельных слов. При транскрибировании в конце фразы ставится //, а такта – /. Членение на такты достаточно субъективно.

Фонетическое слово – это объединение знаменательных и служебных слов под одним общим ударением. Фонетических слов столько, сколько самостоятельных слов. Слияние в одно фонетическое слово предыдущего безударного слова с последующим ударным словом называется проклизой, а само присоединяемое слово – проклитиком (из-под стула – испΛтст°улъ), а когда наоборот – энклиза и энклитик (на дом – нàдъм). Наличие проклитиков и энклитиков может затруднять и восприятие, и понимание.

Фонетический слог – наименьшая артикуляционная единица, на которые паузами членится речь. Слог – это весьма сложное явление. Существуют расхождения в понимании сущности слога, его места в системе языка. Нет единых критериев слогоделения. Слог является прежде всего линейной сегментной единицей, но по своим особым качествам принадлежит и к суперсегментным, просодическим элементам речи.

Слоги существуют во всех языках мира. Физиологический механизм образования слога относится к самым стойким навыкам речевой деятельности. Характерна для слога некая дуга акустической мускульной интенсивности. В центре дуги – вершина слога. Ей предшествует понижение интенсивности. Обычно вершину слога образует гласный, но и согласный тоже может ее образовать (сонанты: англ. little – маленький, чеш. brva – бровь, hrdlo – горло). Встречаются и слова без гласных: сербск. брз – быстрый, чеш. vlk – волк, hrst – горло.

Если слог оканчивается на гласный – это открытый слог, если на согласный – закрытый. Если слог начинается с согласного – это прикрытый слог, если с гласного – неприкрытый. Целый ряд языков допускает только открытые слоги. Например, полинезийские языки: «Гавайи», «Рапануи», «Самоа». В ряде языков тюркской, финно-угорской семей в начале слога допускаются лишь одиночные согласные => при заимствовании слов с двумя или более согласными либо добавляется гласный, либо отбрасывается согласный (фин. leima  клеймо, эст. leip  хлеб, raja  край; лат. scola  порт. escola, рус. книга чуваш. keneke). Ограничения для структуры слога есть во всех языках. Так, в арабском языке только две модели слога: 1) открытый (согласный + гласный); 2) закрытый (гласный + согласный). В немецком языке в конце слога нет звонкого согласного. В большинстве языков слог – это чисто фонетическая единица, а именно – мельчайшая звуковая единица, кото рую можно легко произнести изолированно.

Слог напрямую не связан с планом содержания (например, влезть – один слог, три морфемы: в-лез-ть). Но есть языки, в которых слог является мельчайшей смыслоразличительной единицей. Такие языки называются слоговыми. А языки, в которых смыслоразличительная единица фонема – неслоговые, фонемные.

В слоговых языках (Китай, Юго-Восточная Азия) слоги четко структурированы и по количеству, и по качеству. Например, в китайском слоговом языке все слоги строятся по одной модели: «согласный + гласный» (монофтонги, дифтонги, трифтонги). Сочетание согласных в китайском невозможно. Всего около 400 слогов в путунхуа (общепонятном китайском), способных различать смысл. Их недостаточно => выработалось смыслоразличительное (фонологическое) использование слоговой интонации: система четырех тонов:

1)  – ровный (вэнь – теплый);

2)  – восходящий (вэнь – письмена);

3) – нисходящий (вэнь – спрашивать);

4)  – нисходяще-восходящий (вэнь – целовать).

За счет 4-х тонов образуются 1324 . Их объединение в сложные (2-3 морфемные слова) беспечивает потребности смыслоразличения.

Слог может выполнять в языках мира несколько функций: просодическую, дистрибутивную, ритмообразующую, перцептивную, речепорождающую.

Просодическая (не универсальная функция) – слог является сферой реализации просодических категорий ударения и тона.

Дистрибутивная (универсальная функция для всех языков) – определяется сочетаемостными свойствами фонем. Слог – это способ синтагматической организации фонем. В каждом языке – свои модели сочетания фонем в слоге.

Ритмообразующая – создание ритма речи путем чередования ударных и безударных слогов.

Речепорождающая и перцептивная функции взаимосвязаны и состоят в переходе от звуков к фонеме (слушание) или от фонем к звукам (говорение).

Психолингвистика рассматривает слог как специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем возникает звук на губах. Слоговые движения есть от рождения даже у глухонемых.

Слоговый характер носит проявление речи на самых ранних этапах (гуление и лепет). Слог образуется ребенком непроизвольно (в силу устройства речевого аппарата). К 1,5 годам появляется так называемый «нянькин язык», т.е. первые слоги, имеющие какой-то смысл, слоги-предложения (высказывания). Это одиночные или повторяющиеся слоги. Эти слоги – выражение коммуникативной потребности.

Итак, слог – минимальная произносительная единица речи, выполняющая ряд функций.