Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
Сегментным единицам языка противопоставлены несегментные (супер-, или супрасегментные) единицы. Они накладываются на сегментные, отдельно без сегментных произноситься не могут. Это ударение, тон, интонация. Ударение изучается акцентологией, а интонация просодикой как областью фонетики. Или просодикой считают ударение и тон, а интонацию отдают в ведение интонологии.
Ударение, или акцент, – это выделение одного из слогов в слове или синтагме (=фразе) с помощью одного из возможных средств: силой произнесения, движением голосового тона или долготой.
Если выделение ударного слога происходит за счет силы, интенсивности, громкости – это силовое, или динамическое, ударение (русский язык, большинство европейских языков).
Ударение, связанное с движением тона, – тоновое, или музыкальное. При этом ударный слог выделяется повышением или понижением тона (китайский, корейский, вьетнамский, бирманский, литовский, сербский, хорватский, словенский языки, диалекты голландского и немецкого языков). Считается, что оно было свойственно и древним языкам, например, древнегреческому.
Квантитативное, или количественное, ударение основывается на большей длительности произношения ударного слога. Языки с чисто квантитативным ударением редки. А. Мейе приписывал такой тип ударения новогреческому языку.
Как правило, в языке ударение имеет смешанный характер. В русском языке динамический тип сочетается с квантитативным, в английском, немецком, норвежском, чешском языках – динамическое и тоновое. В ряде языков, в том числе русском и немецком, слово большого объема может иметь и второстепенное ударение.
По месту ударения в слове различаются фиксированное и нефиксированное (свободное) ударение.
В языке первого типа ударение падает на определенный слог относительно начала или конца слова. На 1-м слоге: чешский, словацкий, латышский, эстонский, финский, венгерский, чеченский языки.
На 2-м слоге: лезгинский язык.
На предпоследнем слоге: польский язык, суахили, зулу, большинство индонезийских языков.
На последнем слоге: французский, армянский языки, большинство тюркских языков.
В некоторых языках ударение зависит от долготы и краткости гласного. В латинском языке ударение падает на предпоследний слог, если в нем долгий гласный, иначе – на третий от конца (salúto, canícula). В осетинском языке – на первый слог, если он краткий – на второй.
Фиксированное ударение служит пограничным сигналом для фонетического слова или синтагмы (делимитативная функция).
Нефиксированное ударение может служить смыслоразличительным средством, различая разные грамматические и словообразовательные формы, варианты слова, относящиеся к разным сферам употребления языка. Могут различать устаревшие и новые произношения (мукá – му´ка, ко´мпас – компа´с, наполня´ть – напо´лнить, му´зыка – музы´ка, англ.: obje´ct – o´bject; нем.: Мo:to'r – Мo'to:ren).
В немецком языке есть приставки ударные и отделяемые, есть неударные и неотделяемые. Некоторые сложные немецкие прилагательные имеют ударение на первом компоненте в прямых значениях или равновесное – в переносных: stéinreich – stéinreích.
При нефиксированном подвижном ударении (русский язык) в разных грамматических формах одного слова ударение может падать на разные части слова. При нефиксированном неподвижном ударении оно сохраняется на том же слоге (английский язык).
В зависимости от фонетического членения речи, а, следовательно, от объема, различают словесное, синтагменное и фразовое ударение. Синтагменное и фразовое служат для фонетического объединения слов, вычленения смысловых отрезков речи разной длины, выделения содержательных и экспрессивных центров. В русском языке в предложении в нейтральной речи ударение обычно несет последнее знаменательное слово. Если это не так, то имеет место явное или скрытое противопоставление => образуется логическое ударение.
Интонация – это сложное понятие, не получившее однозначной трактовки; однако общепризнанно, что интонация – важное средство для формирования высказывания и его смысла. Интонация – это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности и длительности, ритма и темпа речи, тембра произношения.
Функции интонации:
1) фонетическое скрепление высказывания с одновременным членением на фразы, синтагмы;
2) различение коммуникативных типов предложения (?, !, .).
3) выражение синтаксических отношений между частями предложения (сравни интонацию перечисления, сопоставления, обособления, пояснения, распространенного предложения);
4) различение частей высказывания в зависимости от их смысловой важности: темы и ремы;
5) передает внутренне состояние говорящего (волнение, испуг, угрозу…);
6) выражает иногда в большей мере, чем слова, отношение говорящего к адресату и коммуникативной ситуации;
7) создает оценку всего коммуникативного акта;
Интонация зависит от функционально-жанровой принадлежности текста. В художественном тексте – изобразительная функция. Детская речь часто ритмически неровная, интенсивная, с яркими эмфатическими пиками. Имиджмейкеры…
Особые функции интонации. Длительность гласного может передать высокую значимость качества (Он хоро-о-о-о-ший!) или степень удаленности от говорящего: Где X? – Во-о-о-о-н там! Важно не то, что говорят, а как говорят. Б. Шоу: «Есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет» и только один способ это написать». Ш. Балли: «Интонация – это постоянный комментатор мысли». С. Эйзенштейн: Эмоциональная интонация = звуковой жест. Велика смысловая нагрузка пауз. Цицерон: «Самый сильный крик содержится в молчании». Американский антрополог Э. Чаппл: Соотношение речи и молчания = устойсивая характеристика каждого человека.
Итак, интонация с ее компонентами – важнейшее средство построения речи, выражения ее связанности и экспрессивного членения, оценок и отношений между производителем и получателем речи. Это и существенный компонент национальной самобытности речи и индивидуальности пользователя.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи