Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
С точки зрения общей теории систем язык – это система систем, это открытая, динамичная, гетерогенная, сложная, саморазвивающаяся (с точки зрения Соссюра и Якобсона) система. Открытость и динамизм системы языка состоит в развитии его вместе с развитием общества и мышления, а также в ее открытости для проникновения элементов из других однородных систем (из других языков). Эти свойства языка связаны со свойством потенциональности. Оно заключается в том, что в любой отдельный исторический период в норме языка реализуются не вся, а лишь часть всей системы. Система языка определяется не только тем, что есть, но и тем, что было реализовано, и тем, что будет реализовано. Наши речевые ошибки есть отставание от новой нормы или забегание вперед. Нет и не может быть такого языка, который исчерпал бы свои ресурсы, иначе он бы перестал выполнять свои общественные функции.
Основные онтологические (сущностные) свойства языка как общечеловеческого феномена и любого этнического языка – системность, структурность, знаковость, функциональность.
Лейтмотивом системного понимания языка является признание того, что язык не простая номенклатура единиц (перечень слов, морфем, фонем и букв), а единое целое, состоящее из взаимосвязанных и часто взаимозависимых единиц. Мысль о системности языка в зачаточной форме появилась уже в период возникновения лингвистических традиций (сер. I тыс. до н.э.). В. фон Гумбольдт: «В языке нет ничего единичного. Каждый отдельный его элемент проявляет себя в системе». В разработку идей системности и структурности большой вклад внес Бодуэн де Куртене И.А. (1845 – 1929), Н.В. Крушевский, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон, чешская функциональная школа.
Но выдающаяся роль принадлежит Соссюру. Заслуга Соссюра состоит в том, что он первым положил в основу теории языка его определение как знаковой системы. Термин «структура» в книге Соссюра отсутствует, но структурность как принцип пронизывает весь «Курс...», реализуясь в оппозитивном характере знака, в понятии значимости. Соссюр установил и проанализировал и горизонтальную, и вертикальную структуры системы языка (синтагматические и парадигматические, или ассоциативные отношения).
Наиболее яркие, обязательные и характерные внутрисистемные отношения – это и есть синтагматические и парадигматические.
Синтагматические отношения – это отношения комбинаторики, координации, совместимости, последовательности. Отношения И – И, отношения импликации по типу: если А, то и Б, если не А, то и не Б. Парадигматические отношения – это отношения селекции, отбора. Отношения ЛИБО – ЛИБО.
Для речи характерны синтагматические отношения. Для языка характерна парадигматика, но присутствует и синтагматика (в моделях и схемах предложений, словосочетаний). Наиболее радикальный последователь идей Соссюра – Луи Ельмслев, основоположник Датской глоссематики, – утверждал, что язык может быть сведен к некоторой сетке зависимостей: единицы языка – точки пересечений отношений в сетке и существуют в языке лишь в силу их отношений друг с другом. Ельмслев создал алгебру языка. Все многообразие связей языка Ельмслев счел возможным свести к четырем:
1) Интердепенденция, т.е. взаимозависимость:
П <=> О
Подлежащее <=> Сказуемое
<=> ( )
2) Детерминация, т.е. односторонняя зависимость:
согласование, управление, примыкание.
3) Субституция, т.е. подстановка, замещение: одно замещается другим:
синонимы, части речи.
4) Коммутация –связь между элементами плана выражения и плана содержания: изменение формы ведет к изменению содержания, смысла:
сине-зеленый и зелено-синий
мукА и мУка .
Но в языке существует еще множество других отношений, например, связи и отношения в языке могут быть материальными и семантическими, функциональными и генетическими, односторонними и двусторонними, одноуровневыми и межуровневыми. Связи – зависимости и взаимодействия связанных элементов. Отношения – отношения сходства и различия.
Понятия системы и структуры в современном языкознании общеприняты, однако, до сих пор встречаются их неодинаковые определения. Классические примеры противоположных интерпретаций системы и структуры: В.В Виноградов, «Русский язык», 1947г., Г.С. Щур, «Теория поля в лингвистике», 1974г.: «Структура – это совокупность иерархических элементов и отношений между ними». Лингвисты должны ориентироваться на общенаучное понимание и разграничение системы и структуры по философским словарям.
Итак, система – это совокупность элементов, организованных определенного типа структурой. Структура – это неотъемлемый атрибут системы, важное, но не единственное свойство системы. Структура реализуется во множестве отношений и связей между элементами системы в синтагматических и парадигматических аспектах, а также в ряде других. Таким образом, между системой и структурой можно видеть отношение части и целого.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи