Грамматическая категория частей речи
Самая объемная в области морфологии. Находится на стыке грамматики и лексики, следовательно, это классификационная, или лексико-грамматическая категория. Части речи – лексико-грамматические разряды лексики. Это центральная категория в языке, с нее обычно начинается описание грамматического строя языка. Истоки учения о частях речи – в Древней Индии, Греции, Риме. Представители Александрийской филологической школы, авторы первых грамматик в европейском ареале – Аристарх, Дионисий Фракийский (II в. до н.э.) уже различали восемь частей речи: имя, глагол, причастие, наречие, артикль, местоимение, предлог, союз. Выдвинутые ими критерии разграничения частей речи в принципе сохранились до сих пор: семантический (существительное – часть речи, обозначающая предмет в широком философском понимании; глагол – обозначение действий, состояний, процессов и т.д.); морфологический (изменяемые и неизменяемые части речи; если да, то каков набор грамматических категорий и каковы способы их выражения), синтаксический (типичный для каждой части речи набор синтаксических функций: глагол – сказуемое, существительное – подлежащее, дополнение, именная часть сказуемого, определение). Все три критерия должны использоваться системно, подкрепляя и поддерживая друг друга. Наиболее радикальные структуралисты, отказываясь от традиционных критериев, предлагали полагаться только на «объективный» методический прием субституции: к одной части речи относятся слова, способные замещать одинаковую позицию в предложении с сохранением формально-грамматической корректности (стол, человек, небо, доброта – существительные, т.к. формально одинаково могут занимать позицию перед глагольной формой, например, Стол…стоит).
Наиболее дискуссионные части речи – междометия, числительные, местоимения, частично наречия, прилагательные, служебные части речи. Междометия нередко исключаются из частей речи как не подпадающие под обычные критерии (например, у Ж. Вандриеса). Служебные части речи нередко не привлекают достаточно серьезного внимания. Так, Ж. Вандриес называет артикль «членом» и трактует его как морфему. Числительное часто не признают самостоятельной частью речи, игнорируя единство семантики (число, количество) и на основании общих морфологических и синтаксических признаков причисляя отдельные разряды к существительным, прилагательным, наречиям, союзам – : «счетные существительные» – один, сто, тысяча; «счетные прилагательные» – пятый, десятый; «»счетные наречия» – вдвое, вчетверо; союзы – во-первых, во-вторых. Таким же образом поступают с местоимением.
Числительное как часть речи оформилось позже других. Во многих «архаических» языках этой части речи нет. Так в языке на о. Фиджи есть слова, обозначающие 2, 10, 100, 1000 кокосовых орехов или рыб. Папуасы для счета используют пальцы рук и ног – сначала своих, если не хватает – других людей. Дойдя до 5, папуас говорит: «ибон-бе» (= «рука»). Загибая пальцы другой руки, затем одной ноги, говорит: «самба-бе» = одна нога», т.е. уже 15. Во многих языках слово «пять» происходит от слова «рука», «десять» – две руки. В эскимосском «двадцать» обозначается как «весь человек».
В языках флективного типа по признаку наличия лексической семантики части речи делятся на два класса: автосемантические (знаменательные, полнозначные) и синсемантические (служебные). Первые в большинстве языков мира образуют оппозицию «имя : глагол». (Ж. Вандериес считает эту оппозицию достаточной, без дальнейшей субклассификации). А для китайского, японского, корейского, вьетнамского это оппозиция «существительное : предикатив». Предикативы (глаголы, прилагательные, числительные) непосредственно сочетаются с существительным в функции подлежащего. А существительное в роли сказуемого требует связки «шы»: Ma шы сюэшен : Он (есть) студент.
В некоторых языках, например, в индейской йума есть только имя и глагол. Спорный вопрос: есть ли языки, где не представлена даже эта оппозиция.
Целесообразно представлять части речи языка как систему, имеющую структуру поля – с центром и периферией. Ядро каждой части речи образуют лексемы, обладающие всеми присущими ей категориями ( для прилагательных это прежде всего специфическая категория степеней сравнения). В периферийной части происходит нейтрализация дифференциальных признаков частей речи. Например, отглагольные существительные вбирают в себя и часть признаков глагола, неизменяемые существительные и прилагательные по этому признаку сближаются с частями речи, для которых неизменяемость специфична. Взаимопересечение частей речи обусловливается и общими компонентами семантики в отдельных подклассах. Так, русские глаголы типа «хромать», «шепелявить», «картавить», отадъективные «белеть», «мрачнеть» и т.п. пересекаются с прилагательными и наречиями по свойству признаковости, характеризации. Неличные формы глагола располагаются ближе к периферии и сближаются по синтаксическим и частично морфологическим признакам с именами.
Части речи, как и всем грамматические категории – явление историческое. Так, уже в эпоху праславянского языка сформировалось имя существительное. Но числительного как части речи еще не было. В настоящее время лингвисты говорят о формировании в русском языке новой части речи – «категории состояния» (жаль, пора, нельзя),
Части речи не отражают мир, а интерпретируют его, являются его картиной в представлении носителей того или иного языка, – народа с его историей, культурой, условиями проживания и т.д. Посредством частей речи человек дифференцирует элементы мира и их проявления как предметы, процессы, действия, признаки, выявляет различия в реальном мире и осуществляет их категоризацию, подходя к ним с разных позиций. Поэтому и не совпадают наборы частей речи в языках, соотношения между частями речи, возможность и характер взаимоперехода частей речи.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи