logo
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Семинарское занятие № 16.

Тема: Типологическая классификация языков.

Вопросы.

  1. На каком основании строится типологическая классификация языков (какой фактор кладется в ее основание)? Как она соотносится с генеалогической по времени возникновения и содержанию? Что означает выражение «Чистых языков не бывает»?

  2. Что изменилось в представлении о типах языков в концепциях последователей Ф. Шлегеля? А. Шлейхера? В.фон Гумбольдта? И.И. Мещанинова и других современных типологов? Что такое «тип языка»?

  3. Какое место в типологии языков занимает морфологическая классификация? Обратите внимание на изложение темы с одной стороны, в учебниках Т.И. Вендиной, А.А Гируцкого, А.А. Реформатского, с другой – А.М. Камчатнова и Н.А. Николиной. Подумайте над причиной. Как можно оценить такое расхождение с точки зрения методики, даже методологии? В чем специфика морфологической типологии в представлении Т.И. Вендиной? Дайте свою оценку.

  4. Типология языков на фонематическом уровне.

  5. Типология языков на синтаксемном уровне.

  6. Проблема типологии языков на лексемном уровне. Почему здесь не говорят о типах языков?

  7. Практическое задание:выполните (устно) как можно больше контрольных работ сокурсников.

Творческое задание для всей группы: найдите в русском языке признаки тех типов, к которым он не принадлежит.

Литература

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, глава X, с. 262-268.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001, глава X, § 3.

  3. Камчатков А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2006, глава V.

  4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Глава VI, § 79.

  5. Приложение № 1, тексты № 19, 20, 24-29, 34.