Артикуляционная классификация согласных
Отличие согласных от гласных: наличие шума и преграды, большая сила воздушной струи.
Основные классификационные признаки согласных: место образования, способ образования, соотношение голоса и шума, дополнительная артикуляция. Классы согласных
По месту образования наиболее значимы переднеязычные согласные. Но конкретное место образования переднеязычных согласных варьирует в разных языках: дорсальные – в русском, апикальные – в английском, в немецком.
По способу образования бывают щелевые (срединные, боковые), смычные (взрывные, носовые, аффрикаты, дрожащие).
Различаются глухие и звонкие согласные. Есть языки, в которых есть оппозиция по глухости/звонкости и у сонантов (индийские, валлийские языки): l – ļ (Lloyd), r – ŗ (Rhys). Во французском языке глухость сонантов фонетическая, позиционно обусловленная – после глухих согласных (titre, реор1е). Есть языки, в которых оппозиция глухости/звонкости отсутствует (например, в чувашском языке нет звонких согласных => при заимствовании слово изменяется до неузнаваемости: пичке – бочка, кенеке – книга).
Есть языки, в которых в первую очередь различаются не звонкие и глухие, а сильные и слабые согласные. Например, в китайском языке р, с, к, х – сильные, произносятся с аспирацией (придыханием ) [kho]– улитка, [ko] – государство, [phao]– пушка, [pao] – газета. В ряде кавказских языков тоже есть оппозиция сильный/слабый. Но с легким придыханием произносятся слабые согласные, а сильные согласные сопровождаются гортанной смычкой, В индийских языках все согласные имеют оппозицию сильный/слабый (phenas – пена, pantha – путь). Дополнительная артикуляция характеризует в китайском языке сильные согласные, в кавказских – слабые. Один и тот же признак может быть в одном языке фонологическим, в другом – фонетическим.
Дополнительный признак длительности согласных: в русском языке – фонетический признак, стилистический прием, выражение экспрессии, в немецком языке удвоение буквы – признак краткости предыдущего гласного (käme, kämme). В итальянском языке долгота и краткость согласного может иметь смыслоразличительную функцию (carro – повозка, caro – дорогой, dotto – ученый, dote – приданое).
В русском языке палатальный признак – фонологический. Во французском языке это может быть дополнительным позиционным признаком: перед переднеязычными гласными согласный слегка смягчается. Немецкому языку палатализация строго противопоказана – это произносительная ошибка.
Лабиализация – это чисто фонетический признак в русском языке. А в западно-кавказских языках (абхазском, адыгейском) есть лабиализованные согласные – это фонологический признак.
!Итак, каждый согласный конкретного языка может быть охарактеризован основными и дополнительными артикуляционными признаками. В русском языке «т» – согласный, твердый, взрывной, переднеязычный дентальный, дорсальный. Для достижения хорошего произношения на иностранном языке нужны те данные, которые определяются приборами (экспериментальная фонетика).
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи