Лингвистические задачи
Задание 1.
МНОГОЛИКИЙ РАСЧЁТ
Как с помощью букв русского алфавита по-другому записать слово расчёт, чтобы запись читалась так же? (Предполагается, что читать такие записи будут с ударением на последнем слоге.)
Докажите, что это можно сделать более чем 140 способами. Возможность каждого способа чтения буквы или сочетания букв подтверждайте реальным написанием каких-нибудь русских слов.
Задание 2.
ИНОСТРАНЕЦ
1. Пусть иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том, как читаются русские буквы и как, слыша тот или иной звук в русском слове, правильно обозначить его на письме.
(При решении задачи обратите внимание: правила могут затрагивать не только отдельные буквы, но и их окружение, позицию в слове и т. п., т. е. основываться на любых сведениях о слове, которые можно получить, не зная его смысла.)
Даны слова; конь, сел, луч, год, шкура, люк, жен, край, сдал, пух.
Определите для каждого из этих слов, сможет ли иностранец (с уверенностью, что сделает это правильно) прочитать это слово, видя его написание, и записать это слово, слыша, как его произносят.
В случаях когда вы считаете, что он не сможет этого сделать, укажите причину. (Не нужно принимать во внимание, что согласный звук иногда может отражаться на письме удвоенной буквой.)
2. В русских книгах, предназначенных для детей и иностранцев, различаются буквы е и ё, а также везде проставляется ударение.
Приведите такие русские слова, которые иностранец не смог бы прочесть (с уверенностью, что сделает это правильно) и в этом случае.
Задание 3.
СТАДИИ КЛИНОПИСИ
Часть знаков имеет рисуночный характер, часть – сильно стилизованный, при этом стилизованный знак строится из стандартных элементов – «клиньев».
На рисунках (3) и (8) явно изображена рыба, но на рисунке (8) она расположена горизонтально, а на рисунке (3) – вертикально. Логично предположить, что на рисунках (5) и (10) изображены одиночные растения, на рисунке (2) – сразу два растения, на рисунке (9) – повёрнутая набок рогатая голова. Такие рисунки хорошо соотносятся со значениями 'колос', 'трава', 'бык'. Остаётся один рисованный знак – (1), изображающий ногу или какую-то обувь; можно предположить, что он имеет значение 'ходить'. Между рисованными и клинописными знаками имеются сходные пары: (1) – (11), (2) – (6), (7) – (9). Сходство знака (4) с рисованными знаками менее очевидно; из рисованных знаков ему «сродни» изображения колоса и рыбы. Однако клинописный знак колоса должен быть похож на одну из клинописных травинок на знаке (6), так что (4), по-видимому, 'рыба'.
Вероятно, с клинописной стадией хронологически соседствует та из рисуночных, где ориентация знаков соответствует клинописной (см. таблицу).
Теперь несложно восстановить отсутствующие знаки. На стадии А это 'бык' и 'ходить', на стадии В это 'трава', на стадии С – 'колос'. Становится ясным, что две рисуночные стадии письменности Междуречья отличаются не горизонтальным/вертикальным расположением знаков, а естественным и повёрнутым. Разумно предположить, что самая наглядная стадия А является древнейшей, а стилизованная клинописная – позднейшей.
В чём причина изменений знаков этой письменности? Оказывается, в материале, использовавшемся для письма древними жителями Междуречья. Они писали на неуспевших затвердеть глиняных табличках при помощи тростниковой палочки. Первоначально знаки письменности располагались в столбик сверху вниз, сами столбцы могли идти и справа налево, и слева направо. При этом легко можно было задеть знак в уже написанном столбце и смазать его.
Позднее писать стали построчно и готовые верхние строки уже нельзя было смазать. При этом все знаки были повёрнуты на 90° (а если развернуть саму табличку, то читать можно было по-старому). То, что от рисунка перешли к клинописи, тоже легко объяснить. На мягкой глине довольно трудно проводить кривые линии. Кроме того, если пытаться делать на ней бороздки, часть материала выдавливается и может исказить соседние знаки. Если же на глину просто надавливать, искажений не будет. А инструмент для письма – тростниковую палочку – заостряли таким образом, что при однократном надавливании им как раз и получался клин.
Задание
Ниже приведены в перепутанном порядке знаки для слов 'бык', 'ходить', 'трава', 'колос', 'рыба' древнейшей письменности Междуречья на трёх последовательных стадиях её развития. Для некоторых слов знаки приведены не во всех трех вариантах.
1. Для каждого знака установите его значение и определите, к какой стадии развития письменности он относится. Укажите, какую стадию вы считаете самой древней, а какую – самой поздней и почему.
2. Укажите, как выглядели неприведённые варианты знаков.
Задание 4.
Сопоставив на купюрах советских бумажных денег данные на разных языках наименования числительных, обозначающие их стоимость, определите, сколько языковых семей представлено в надписях (надписи на армянском и грузинском языках не приводятся).
один рубль | три рубля | пять рублей |
один карбованець | тры карбованцi | п'ять карбованцiв |
адзiн рубель | три рублi | пяць рублёў |
бир манат | уч манат | беш манат |
бир манат | уч манат | бәш манат |
бир сўм | уч сўм | беш сўм |
як сўм | се сўм | панч сўм |
бiр сом | уш сом | бес сом |
бир сом | уч сом | беш сом |
о рублэ | трей рубле | чинч рубле |
vienas rublis | trys rubliai | penki rubliai |
viens rublis | tris rubli | pieci rubli |
üks rubla | kolm rubla | viis rubla |
десять рублей | сто рублей |
десять карбованцiв | сто карбованцiв |
дзесяць рублëў | сто рублëў |
он манат | йуз манат |
он манат | йуз манат |
ун сўм | юз сўм |
дах сўм | сад сўм |
он сом | жуз сом |
он сом | жуз сом |
зече рубле | о сутэде рубле |
dešmit rublu | šimias rubliu |
dešimt rublu | simts rublu |
kümme rubla | sada rubla |
– Найдите в перечне числительных слова индоевропейских языков.
– Найдите в перечне числительных слова одного из фино-угорских языков.
– Учитывая, что русским палатализованным /t'/ и /d'/ в белорусском соответствуют аффрикаты, наqдите в перечне числительных слова белорусского языка.
– Найдите в перечне числительных слова таджикского языка; учтите, что он подвергся влиянию тюркских языков.
– Найдите в перечне числительных слова молдавского языка.
Задание 5.
ПОПРОБУЕМ СТЕНОГРАФИТЬ
Ниже записано несколько русских слов:
Застенографируйте слова: микроб, комок, химик, крабик, гриф.
Задание 6.
АЗБУКА МОРЗЕ
В азбуке, разработанной Сэмюэлом Финли Бризом Морзе в 1838 г., каждая буква кодируется последовательностью точек (коротких посылок электрического тока) и тире (посылок утроенной продолжительности). Чтобы легче было запомнить код буквы, некоторые пользуются искусственным приёмом: запоминают такое слово или словосочетание, которое начинается на эту букву, по которому легко восстанавливается код.
Даны некоторые русские буквы, их код, а также слово или словосочетание, используемое для восстановления кода:
-
А • – арбуз;
Ж • • • – жатва злаков;
В • – – Вавилон;
З – – • • звон булата;
Л • – • • лаборантка;
О – – – олово;
Н – • нива;
Р • – • радуга.
1. Объясните, каким образом по слову восстанавливается код буквы.
2. Предложите слова для следующих букв, которые приводятся вместе с их кодом:
-
Г – – •
К – • –
М – –
П • – – •
С • • •
3. Какие буквы нельзя запоминать таким способом?
Задание 7.
ПОЧЕМУ НЕ ГОВОРЯТ?
На народной этимологии построена одна шутливая игра. Вот как она описана в рассказе русской писательницы Надежды Александровны Тэффи (1872 – 1952) «Взамен политики»:
«В комнату влетел краснощёкий третьеклассник-гимназист, чмокнул на ходу шёку матери и громко закричал:
— Скажите: отчего гимн-азия, а не гимн-африка?
— Господи помилуй! С ума сошёл! Где тебя носит! Чего к обеду опаздываешь? Вон и суп холодный.
— Не хочу супу. Отчего не гимн-африка?
— Ну давай тарелку, я тебе котлету положу.
— Отчего кот-лета, а не кошка-зима? – деловито спросил гимназист и показал тарелку.
— Его, верно, сегодня выпороли, – догадался отец.
— Отчего вы-пороли, а не мы-пороли?».
Постепенно игра захватила всех членов семьи. Дольше всех державшийся отец семейства ночью разбудил своего жильца, чтобы задать вопрос: «Я придумал: отчего чер-нила, а не чер-какой-нибудь другой реки?».
Заметим, что последний вариант неточен, ведь слова чер в русском языке нет. Есть и более сложный и интересный вариант этой игры: не «Почему мы говорим?», а «Почему мы не говорим?». Здесь нужно определить загаданное кем-либо слово по его частям, зашифрованным синонимами или антонимами. Например: почему мы не говорим грабитель севера? Потому что мы говорим вор-юга.
Теперь несколько примеров отгадайте сами и загадайте своим друзьям. Почему не говорят тот изменяет, колов рай, кабак да оттенок, шайке амплуа, карлы есть?
Ответы: потому что говорят та-верна, пар-ад, бар-и-тон, банде-роль, клар-нет (кстати, все эти загадки придумали дети – участники одной из летних лингвистических школ).
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи