Пояснительная записка
«Введение в языкознание» на первом курсе – начальная фаза «общего языкознания» как базовой методологической дисциплины лингвистического компонента филологического образования. Значимость курса тем более велика, что курсы общего языкознания и истории лингвистических учений в соответствии с существующим учебным планом отнесены к предпоследнему семестру (IX) (было бы рациональнее передвинуть их на VII – VIII семестры).
Цель курса – дать начинающим филологам представление о естественном языке как общечеловеческом феномене, - его происхождении, устройстве и основных принципах функционирования, о соотношении языка как знаковой системы и его реализации в устной и письменной формах речевой деятельности, о соотношении универсального и идиоэтнического в конкретном этническом языке. Частично опережающий характер курса по отношению к аспектным дисциплинам частного языкознания, в данном случае, прежде всего, русистике, но также и изучаемым иностранным языкам имеет принципиальное значение, т.к. позволяет сформировать у студентов умение видеть в конкретном языке и его частных явлениях, фактах проявление вариаций общего, инвариантного. Задачи курса – заложить основы теории языка / речи / речевой деятельности, лингвистического кругозора и лингвистического мышления.
Объем курса ограничен учебным планом, рассчитанным на 50 лекционных часов и 33 семинарских. Теоретико-методологический характер курса делает его объективно наиболее сложным для усвоения начинающими филологами. Одним из условий преодоления объективных трудностей освоения курса является оптимальное соотношение между аудиторно-коллективными и индивидуальными видами учебных поручений. Индивидуальный подход в учебном процессе реализуется путем создания рабочей атмосферы на лекционных и семинарских занятиях с реализацией механизма обратной связи, элементов диалогизации, побуждающих студентов к активному участию, к формированию, высказыванию и обоснованию собственной позиции (с пресуппозицией права на ошибку); путем разработки системы групповых и индивидуальных заданий творческого характера; путем организации внеаудиторных занятий для обсуждения обязательных первоисточников; путем подготовки студентами, как правило, по желанию мини-рефератов, сообщений с их последующим обсуждением.
Структура учебно-методического комплекса
Пояснительная записка
Часть I: Лекционный курс. Предлагаются в большей или меньшей мере развернутые конспекты лекций; мера полноты зависит от степени дискуссионности излагаемых проблем, от степени и качества освещения темы в доступных студентам учебных материалах.
Часть II: Семинарские занятия. Предлагаются вопросы, а во многих случаях и задания как группового, так и индивидуального характера. Дается список рекомендуемой литературы. Ввиду ограниченного объема учебных часов довольно часто тематика лекционных и семинарских занятий находится в отношении принципа дополнительности: не всегда есть возможность закрепить лекционную тему на семинарском занятии.
Список вопросов к зачету и экзамену.
Список основной и справочной литературы по курсу.
Список обязательных первоисточников. В первом семестре это монографии Ф. де Соссюра, В.М. Солнцева, Н.С. Трубецкого, И.Е. Гельба, Й. Фридриха, В.А. Истрина. Во втором семестре это монографии Л. Блумфилда и Ж. Вандриеса. Форма контроля: обсуждение на внеаудиторных занятиях. Проверяется также качество оформления конспектов, выходных данных. На экзамене по курсу студенты предъявляют все конспекты и обязательно используют их материалы в ответах по экзаменационному билету. В противном случае преподаватель задает вопросы по первоисточнику.
Во втором семестре каждый студент должен подобрать в общественно-политических или научно-популярных источниках как минимум три статьи по проблемам языка, языкознания. Цель: привить студентам навык отслеживать отношение общества к проблемам языка, речи. Способ контроля: реферативно-оценочное изложение содержания статей.
Приложение I: мини-тексты научно-популярного характера по тематике курса. Это тексты из «Энциклопедии для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 1998». Многие тексты автор-составитель УМК дополнил заданиями.
Приложение II: задачи, задания и упражнения по тематике курса. Источники: Энциклопедия для детей; Л.Р. Зиндер. Введение в языкознание. Сборник задач. М., 1998; задачи и упражнения из учебного пособия Б.Ю. Норманн «Теория языка. Вводный курс». М., 2004. Лингвистические задачи как правило снабжены ответами.
Автор-составитель счел необязательным наличие раздела «Терминологический минимум по курсу»: ключевые понятия и термины графически выделены в лекционном курсе; студенты должны наращивать опыт работы со справочной литературой (ЛЭС, ЭРЯ); в 2003г. вышло пособие К.В. Вархапович «Лингвистика в таблицах и схемах»; в 2005г. – «Учебный словарь лингвистических терминов» Л.А. Брусенской, Г.Ф. Гавриловой, Н.В. Малышевой.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи