logo
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Семинарское занятие № 7.

Тема: Мышление – сознание – язык – речь.

Вопросы и задания.

  1. Что такое первая и вторая сигнальные системы?

  2. Почему считается более обоснованным говорить не о соотношении языка и мышления, а о мышлении – сознании – языке – речи?

  3. Чем отличаются механизмы отражения действительности у человека и животных?

  4. Возможно ли мышление без языка? Что говорят об этом теоретики и результаты опросов?

  5. Типы мышления.

  6. Три радикальные позиции по вопросу о характере связи языка и мышления.

  7. Гипотеза лингвистической относительности и понятие национально-языковой картины мира.

  8. Что такое нейролингвистика? Кто положил ей начало и чем она занимается в XX–XXIвв.? Дайте представление о нейролингвистическом программировании.

  9. Как соотносятся логические и грамматические категории?

  10. Каковы функции мышления по отношению к языку и языка по отношению к мышлению?

  11. Какие «лингвистические мифы» опровергает В.М. Солнцев?

  12. Участие языка в познании мира и накопления знаний о нем.

Литература

  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, глава IV.

  2. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, с. 28-31.

  3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1973, с. 15-21.

  4. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996, с. 15-17.

  5. Общее языкознание. Хрестоматия. Составители Б.И. Косовский, Н.А. Павленко. Минск, 1987. Раздел 3: Язык и мышление.

  6. Солнцев В.М. О лингвистических мифах // Знание языка и языкознание. М., 1991.

  7. Сусов И.П. Введение в языкознание. М., 2006, с. 336-344.

Индивидуальное творческое задание:подготовить сообщения 1) об Ольге Скороходовой, 2) о Елене Келлер. Как представить связь языка и мышления в свете судьбы и достижений этих выдающихся женщин?