logo
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Учение н.С. Трубецкого о фонеме

Труды Бодуэна де Куртене, Л.В. Щербы и др. заложили основы для создания общей теории фонем, но становление фонологии как самостоятельной и цельной науки – Н.С. Трубецкому.

Начало учения было заложено в программных тезисах, подготовленных Н.С. Трубецким, Р.О. Якобсоном, С.И. Карцевским к первому международному съезду лингвистов в Гааге (1929 г.). 1930 г. – международный фонологический съезд; 1931 г. – первый международный конгресс: проблемы фонологии. 1939 г. – выход в свет основного труда Н.С. Трубецкого «Основы фонологии».

Н.С. Трубецкой высоко оценил заслуги соотечественников. Концепция фонемы Н.С. Трубецкого основывается на последовательном системно-структурном подходе, связанном с теорией языка Соссюра. Его книгу называли «библией» структурализма. Звуковой ярус языка рассматривается как система, в которой все элементы взаимосвязаны. Каждый элемент описывается по его месту в системе. Согласно соссюровскому принципу «в языке нет ничего кроме различий» и согласно свойству оппозитивности, центральное место, наряду с фонемой, занимает понятие противопоставления, или оппозиции, и дифференциального признака, причем подчеркивается приоритет понятия оппозиции перед фонемой (фонемный состав устанавливается на основании оппозиций). В оппозицию вступают элементы, имеющие некое сходство, или основание для сравнения. Различаются фонологические, или смыслоразличительные, и нефонологические, или чисто фонетические, несмыслоразличительные, оппозиции.

Фонологические оппозиции образуют любые звуковые единицы, встречающиеся в одной позиции и способные дифференцировать значения слов или словоформ. Можно взять любые два слова – это будет оппозиция. Минимальные звуковые единицы, выполняющие смыслоразличительую функцию – фонемы. Слово – ряд фонем. Каждое слове выстроено с таким инвентарем фонем и в такой их последовательности, чтобы его можно было отличить от другого. Слава различаются составом и последовательностью фонем, а фонемы друг от друга – дифференциальными признаками. Фонема (Р. О. Якобсон) – пучок дифференциальных признаков. Каждая фонема отличается от всех других хотя бы одним дифференциальным признаком. Не всякое звуковое различие является фонологическим (смыслоразличительным) – ср.: гόрът – γόрът.

Основной фонологический принцип: «Если в данном языке различие между двумя данными звуками позволяет различать разные слова или разные грамматические формы, то эти звуки относятся к разным фонемам. Это принцип фонологического контраста. Самый надежный и убедительный способ выделения фонем – анализ минимальных пар: слов или форм минимального объема, различающихся только одним звуком: кот – тот – вот – мот – дот – рот…; call [ko:l]– tall [to:l], katze – Iatze. Раз есть минимальные пары, есть и фонологический контраст, значит, в этом языке есть соответствующие фонемы.

Звуки, которые в данном языке могут заменять друг друга в любом положении, и при этом нигде не возникает различия смысла называются факультативными вариантами одной фонемы. Они находятся в отношении нефонологической оппозиции (например, переднеязычное и увулярное r и R в немецком языке).

Если два акустически или артикуляторно родственных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, то они являются комбинаторными вариантами одной и той же фонемы. В китайском языке [l] – в начале слога, [r] в конце: лома (Рим), каило (Каир), улаэршань (горы Урал). В японском есть только фонема[r]: Рисубон (Лиссабон), Рондон (Лондон). А в языке зулу есть только [l].

Любой произносимый и воспринимаемый в речи звук содержит помимо фонологически существенных признаков еще и ряд фонологически несущественных, чисто фонетических признаков. Следовательно, ни один звук не может рассматриваться просто как фонема. Звук – это реализация фонемы, ее материальный символ. Всякий звук речи составом признаков, свойств богаче фонемы, т.к. содержит и фонологические, и индивидуальные, фонетические прзнаки.