История письма. Типы письма.
Любая история имеет предысторию. В нашем случае – это предписьмо.
Предвестниками письма послужили непреднамеренные сигналы, информировавшие человека о природе, о других людях (следы, сломанные ветки, следы костра, остатки пищи, запахи, звуки). Позже стали использоваться другие сигналы по их образцу: указатели дороги, дымовые сигналы, загнутые ветки, стрела.
Затем стали использоваться символические предметные послания (Геродот: миф? рассказ? о Дарии). «Предметное «письмо» существовало у многих народов Африки, Северной Америки: ожерелья из зерен, ракушек и пр., – с их помощью составляли целые послания. И тогда, примерно 10 тыс. лет назад, и возникло предписьмо и началась история письма.
Предметное письмо представляют также системы мнемонического характера: палочки, метки, зарубки, бирки, носы («Заруби себе на носу», нем. «Das kerbe ich dir an»). Использовались камешки. Реликты – четки. У перуанских инков было распространено письмо кипу – узелковое письмо. Оно использовалось для указания числа животных, предметов. Состояли из шнурков и узелков, шнурки были разноцветными, узлы простые и сложные.
Гельб: все сообщения, что кипу служило для передачи хроник, исторических событий – чистейшая фантазия.
Индейские вампумы – пояса, состоявшие из рядов (до 49!) шнуров, на которых находились шнурки и раковины, узлы. Использовались для передачи чисел, значений.
У африканского народа йоруба: 2 раковины каури рядом – мир и согласие, 2 порознь – раздор. Гельб: примечательно, что при этом уже были зачатки фонетического письма. Так, 6 раковин означали выражение симпатии, т.к. слово efa означает и «шесть», и «привлекательный». Полученные в ответ 8 раковин воспринимались как положительный ответ, согласие, т.к. eyo означает в этом языке и «восемь», и «согласие».
В предметном письме письма как такового нет. Письмо имеет начертательный, а не предметный характер. Письмо начинается там, где на какой-то материал или предмет наносятся каким-то инструментом какие-то знаки.
Есть лингвистические доказательства разграничения предметного письма и собственно письма – это этимология слов, обозначающих письмо или процесс письма: англ. to write – от др.сканд. rīta – вырезать, выскребать, царапать; лат. scribere нем. schreiben, англ. (de) scribe, inscribe.
Типы письма
Пиктография идеография (иероглифы) фонография (слоговое, или силлабическое), звукобуквенное (фонологическое) .письмо/
Схема Л.Р. Зиндера:
I. Семасиография, или идеография (ориентирование на план содержания).
А. Пиктография (ориентирование на общий смысл сообщения или на ситуацию действительности).
В. Иероглифика, или логография (ориентирование на слово).
II. Фонография (ориентирование на план выражения)
А. Силлабография, или графический знак, обозначающий слог.
В. Фонемография (означаемое – фонема)
Таблица демонстрирует, что типы письма определяются тем, насколько они опосредованы звуковой речью и какие единицы звукового языка они передают.
I. Пиктография (рисуночное письмо) – это внеязыковая знаковая система, так как она напрямую выражает мысль, а не слова или предложения. Это параллельный к звуковой форме языка способ передачи информации.
Пещерная живопись, наскальные рисунки можно признать пиктографией тогда, когда они несут элементы условности. Преимущество пиктографии – доступность всем. Это не связано с языком. Но рисунок, говоря о культуре, ничего не говорит о языке народа. Прочитываются пиктограммы (если на камне – петроглифы) неоднозначно.
Алфавита, инвентаря знаков не было. Поэтому не все лингвисты признают пиктографию первоначальным типом письма.
Н.М.. Дьяконов не относит пиктографию к письму. Очевидно, нельзя принять терминологию В.А. Истрина, который называет пиктографию фразографическим письмом. Каждый тип письма соответствует уровню развития языка, а пиктография появилась тогда, когда не выделялись единицы письма.
Пиктография – способ, параллельный устной речи. Появилась она примерно 3000 лет назад. Пиктография как тип письма возникла в VIII – VI вв. до н.э.
Возникают крупные обособленные племена => появляется необходимость передачи информации через время и пространство.
В пиктографическом письме не ставилась цель идеальной прорисовки элементов, но передавалась понятийная информация, заключенная в рисунке. Пиктографию мог «прочесть» любой. Но пиктография не прочитывается, а разгадывается => неоднозначность «прочтения». Для правильной дешифровки нужны знания условий проживания племени, символики данного общества.
Более совершенный тип письма – иероглифика (у др. авторов – идеография).
Путь от пиктографии к иероглифике знаменовался нарастанием условности, упрощением, схематизмом => не знаки-иконы, а знаки-символы.
Появляется возможность изобретать собственные имена и абстрактные понятия.
Пример переходного этапа: письмо ацтеков – картинопись. Их книги назывались кодексами; символы наносились на выделанную кожу или кору смоковниц, были иллюстрации. Содержание – календарь, исторические даты, дары. Использовался ребусный принцип: ицкоатль = змея + стрела.
Были обозначения таких понятий, как день, ночь, вода, число и др.
Использовались рисунки для вторичных значений многозначных слов: черепаха = успех, счастье; змея = мудрость, долгая жизнь.
Иероглиф – «священные письмена». Вообще, это фигурный знак письма, обозначающий целые понятия (=идеограмма) или отдельное слово (=логограмма), иногда фонограмма, когда передавался слог или звук. Наличие фонограмм – первый шаг к фонетизации письма.
Фонетизация – это процесс передачи графическим знаком звучащей речи. Эволюция письма в целом проявляется в нарастании фонетизации письма. Идеограммы и логограммы не передают звучания, но ориентация на план выражения все же есть.
У иероглифов есть свой инвентарь – «алфавит» => иероглифический текст прочитывается однозначно. Иероглифика возникла тогда, когда слово стало выделяться как отдельная реальность. Где появилось иероглифическое письмо? Точки зрения:
1) Наиболее древнее – египетское письмо (монументальное; линейное иератическое письмо = письмена жрецов, но по содержанию – светские тексты; демотическое письмо – упрощенное, схематическое).
2) Большинство считает, что родина – Древний Восток. Наиболее древняя письменность ( 5000 лет назад) – письменность шумеров (Ирак, Иран и др.), это письмо – клинопись. Самые первые образцы – глиняные таблички. У шумеров появляются первые знаки => произвольность. Здесь широко использовался ребусный принцип. Благодаря ему передавался звуковой образ: ti – стрела, жизнь. Существует гипотеза, что из шумерского письма происходят все остальные виды (кроме письма майи).
Фонетизация характерна для всех словесно-слоговых типов письма.
Китайская иероглифика, XIII в. до н.э.
В IIIв. до н.э. китайцы использовали более 3000 иероглифов. В XVII в. – 4500 иероглифов. Сегодня – более 9000 отдельных иероглифов. В совокупности и простые, и сложные дают 60000 иероглифических знаков.
Основу китайской иероглифики составляют несколько сот идеограмм, восходящих к рисункам определенных предметов.
Вторая группа – восходящие к рисункам, но обозначающие абстрактные понятия – модификации рисуночных знаков первой группы.
Третья группа – сложные знаки, образованные путем удвоения или сложения простых иероглифов (два дерева – лес). В одном иероглифе может быть до 50 начертательных элементов.
Для различения омонимичных слов используются детерминативы, Недостаток – большое количество знаков, долго усваивается грамота. Этим способом трудно передавать абстрактные понятия. Большая сложность передачи грамматических значений. Консерватизм письма приводит к тому, что расходятся письменная и устная формы языка. Почему, тем не менее в Китае сохранился этот тип письма? Это связано с типом языка – он изолирующий (аморфный). Словоизменения в нем практически нет. Создание знаков письма шло, как и в устной речи: корень за корнем, знак за знаком. Также это связано с идеологией народа; общество закрыто, оно обращено вовнутрь, на свою культуру, историю. Китайцы могут читать тексты любого века.
В Японии – канá – на основе китайской иероглифики. Близкие по культуре народы посредством письма могут общаться друг с другом. Общность китайской иероглифики поддерживает общую культуру и историю соседних народов. Иероглифы помогают общаться людям, говорящим на разных диалектах. Сохранение старого письма поддерживает, питает этническое самосознание народа, историческую преемственность культуры.
II. Фонография
II А. Силлабография – письмо, в котором графический знак обозначает слог.
Возникло во 2-1 тыс. до н.э. Число знаков: 35-40 (древнеиндийский) – 200-250 (эфиопский).
Преимущества этого письма в том, что 1)количество слогов меньше, чем количество разных слов; 2) появилась возможность передачи грамматических значений.
Типы силлабографии:
1. Эламский клинописный: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный или согласный:
ta, te, ti, tu
at, et, it, ut
tam, tim, tem, tum.
2. Западно-семитский: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный, причем без различения разных гласных:
tx, mx, kx.
3. Кипрский: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный:
ta, te, ti, tu, to.
4. Японский: знаки для одного слога, оканчивающегося на гласный:
ta, te, ti, tu, to
da, de, di, du, do (для звонких).
В этом типе письма часто заимствование.
Слоговой принцип письма на современном этапе сохраняется в Индии. Письмо деванагари (=«алфавитный список богов»): 13 знаков для согласных, 33 слоговых знака с «а», а сочетание согласных с другими гласными передается с помощью надстрочных и подстрочных знаков. Скопление согласных передается лигатурами. Если в конце слова отсутствует гласный, то это обозначается специальным запретительным знаком.
Японское письмо кана: 48 знаков.
Пример создания письма в наше время: североамериканское племя ирокезов, их вождь Секвойя «увидел во сне» письмо и придумал его. Оно состояло из 85 знаков.
II Б. Фонемография – звуковое, или буквенное, или звукобуквенное, или алфавитное письмо. Это венец графической эволюции. Оно очень экономно: несколько десятков простых знаков. Большая условность в письменной форме, чем в устной. Буквы – это полная условность. Такое письмо не отвлекает мышление от содержания =>экономия мыслительной дея-тельности. Подходит, в отличие от слогового, к языкам любого типа. Фонетизация достигает предела. Устная речь передается полностью. Графема передает фонему. Чтение вслух. Передаются грамматические показатели, лексика, синтаксис. А знаки препинания передают и супрасегментные явления.
Формировалось это письмо во 2-1 тыс. до н.э.
Типы алфавитного письма:
Консонантно-звуковое: обозначаются только согласные (Восточные алфавиты). Лишь со средних веков в богослужении гласные стали обозначаться с помощью диакритических знаков.
Вокализованно-звуковое: обозначаются и согласные, и гласные (Западные алфавиты).
Зачатки алфавитного письма – в Египте. Но вопрос этот остается спорным.
Гельб считал, что древние греки разработали алфавитное письмо. Но Фридрих и другие ученые считают, что алфавитное письмо возникло в Финикии, т.е. это западно-семитское квазиписьмо, 12-10 вв. до н.э.
Греки заимствовали финикийское письмо, но добавили в него знаки для гласных, изменили направление письма с на . Промежуточное направление письма – бустрофедон (как «змейка»).
Финикийское письмо сформировано на основе протобиблского слогового письма, а протобиблское – на основе шумерской иероглифики => шумерское письмо положило начало всем современным алфавитам, кроме письма народа майя.
Существует три типа алфавитов (различаются способом обозначения гласных):
кириллица, латиница и др.: знаки и для гласных, и для согласных;
арабский, еврейский, арамейский и др.: гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими знаками;
индийский, эфиопский и др.: гласные обозначаются диакритическими знаками, слитыми с согласными.
Принципиально важно понимать, что между разными типами и подтипами письма как этапами эволюции и типологии письма нет жестких границ. Каждый имеет реликтовые явления предыдущего типа и зачатки более совершенного будущего. Фонетизация письма в зачаточном виде встречалась уже в предписьме («ребусный принцип»). В фонемографии сохранились следы всех предыдущих типов письма.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи