logo
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Семинарское занятие № 10.

Тема: Соотношение фонетики и фонологии.

Вопросы

  1. История становления фонологии. Н.С. Трубецкой о сущности фонологии и ее роли в языкознании и -шире- в гуманитарных науках. Разграничение фонетики и фонологии в разных концепциях.

  2. История формирования теории фонемы.

  3. Учение Н.С. Трубецкого о фонеме.

  4. Классификация оппозиций по трем основаниям в «Основах фонологии».

  5. Понятие нейтрализации оппозиций. Архифонема и гиперфонема.

  6. Понятие о корреляциях и пучках корреляций фонем в учении Н.С. Трубецкого. Понятие и типы дистрибуции.

  7. Функции фонем в теории Н.С. Трубецкого и в современном представлении.

Литература

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, глава V, § 89.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001, глава IV, § 8.

  3. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2006, глава I, § 7.

  4. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004, с. 212-232.

  5. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. Перевод с нем., М., 2000. Введение, с. 35-56, 71-113, 243-246.

  6. Приложение № 1, тексты № 6, 7.

Творческие задания для всей группы:

  1. Прочтите в книге «Современный русский язык» под редакцией Е.К. Дибровой, М., 2001, часть I, разделы с определением фонетики, фонологии, фонемы (с. 16, 17, 76-80), а также хотя бы начало раздела о фонологических школах (с. 95) и сделайте вывод о том, как автор (Л.Л. Касаткин) понимает соотношение между фонетикой и фонологией и как это отражается в дефиниции фонемы (с. 79-80).

  2. Покажите на материале изучаемого иностранного языка, как, используя метод оппозиции, можно установить фонемный инвентарь этого языка.

  3. Проиллюстрируйте все типы оппозиций на материале русского кириллического алфавита.