Основные понятия и единицы грамматики
Грамматика изучает регулярные и общие черты устройства языковых знаков и их поведения. Она изучает самые существенные черты структуры языка. Лексические единицы выполняют номинативную функцию. Но без знания грамматики из этих «кирпичиков» невозможно построить «здание». Слова – кирпичики, грамматика – правила строительства и «цемент».
Основные понятия:
Грамматическое значение.
Специфику грамматического значения легче представить в сопоставлении с лексическим значением:
В основе лексического значения лежат преломленные через систему понятий реалии объективной действительности. Лексическое значение – это содержание слов, т.е. установленная нашим мышлением соотнесенность звуковых комплексов с понятиями и через них с предметами (референтами и денотатами). В системе грамматического значения есть два вида. Одни (референциальные) также соотнесены с неязыковой действительностью и выражают связи и отношения между предметами и явлениями: отношение предметов к их количеству, к месту, времени, условию, причине и т.д. (придаточные предложения следствия, времени, условия и т.д). Другие грамматические значения – чисто реляционные, внутриязыковые. Например, функция порядка слов.
Грамматическое значение – это абстракция более высокой степени. Если арифметика – это лексическое значение, то грамматическое значение – это алгебра. Лексические значения принадлежат отдельным словам (группам слов) и классам однородных предметов или ряду слов (синонимические средства). Грамматическое значение присуще целым классам слов с различными конкретными лексическими значениями. Оно никогда не присуще одному слову.
Грамматические значения отличаются регулярностью, стандартностью, типизированностью своего выражения => они имеют весьма ограниченный набор средств. Способ выражения грамматического значения задан самим строем языка. Всего 8-9 способов в языках мира.
Грамматическое значение обязательно в отличие от лексического значения. Грамматическим следует считать такое значение, которое в речи не может остаться невыраженным.
Если в конкретном речевом акте лексическое значение выбирается говорящим, то грамматическое значение задается строем языка, предопределяется правилами языка. Грамматическое значение автоматически наслаивается на лексическое значение.
Итак, грамматическое значение – это обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее классу или разряду слов, словоформ, синтаксических конструкций, характеризующееся высокой степенью абстракции, стандартностью, регулярностью и обязательностью выражения.
Грамматическая форма.
Это языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное, стандартное выражение. В грамматической форме реализуются способы выражения грамматического значения. Различаются синтетические и аналитические морфологические формы (я прочту – я буду читать; I helped him – I have helped him; Das Haus ist 1950 gebaut worden). Конкретное слово в определенной грамматической форме называется словоформой. Совокупность словоформ, присущих какой-либо части речи, называется макропарадигмой этой части речи, в отличие от микропарадигмы как совокупности словоформ в рамках одной грамматической категории. Например, в немецком языке парадигма переходных глаголов насчитывает 176 словоформ, а непереходных – 91. Микропарадигма падежей русского языка – 12 словоформ. Парадигма частей речи может быть полной или неполной (дефектной, ущербной). Например, макропарадигма русского глагола неполная, а макропарадигма существительного полная.
Грамматические способы (см. учебники).
Грамматическая категория. Грамматическое значение не существует в языке изолированно. Оно мыслится только в противопоставлении хотя бы одному однопорядковому значению (м. и ж. род во французском, м., ж. и средний род в русском, немецком. Единственность и множественность категории числа). Грамматические формы с их значениями объединяются в грамматические категории. Грамматическая категория имеет категориальное (родовое) значение – это инвариант значения, который присущ и частным грамматическим значениям, составляющим оппозицию. Это значение рода по отношению к значениям м., ж. и ср. рода; значение числа по отношению к единственности и множественности.
Частные значения противочленов оппозиции со средствами их выражения образуют граммемы. Сколько частных грамматических значений, столько и граммем одной грамматической категории.
В парадигме одной части речи существует система оппозиций словоформ, тождественных по одному/нескольким грамматическим значениям и различающихся одним частным грамматическим значением (=дифференциальным признаком). Ср.: стол : столы (общий признак – им.п., отличный – число); пришла : пришел (общее: глагольность, прош.время, 3л., ед.число; отличное – род ).
Таким образом, грамматическую категорию можно определить как совокупность граммем, т.е. грамматических форм, объединенных общим категориальным значением и различающихся своими частными значениями. Отношение оппозиции формирует совокупность граммем как парадигму (микропарадигму) этой категории.
Грамматическая категория устанавливается, как правило, на базе бинарных привативных оппозиций. Один – сильный, маркированный член, второй – слабый, немаркированный (форма множественного числа существительного маркирована, единственного – нет). Немаркированный (беспризнаковый) член выполняет функцию археформы. При нейтрализации оппозиции археформа (немаркированный член оппозиции) может быть представителем противочлена (маркированной формы). На этом основывается возможность стилистической транспозиции: переноса одной формы в сферу значений другой. Форма мужского рода существительного в русском, немецком, испанском языках может означать референта – лицо женского пола даже при наличии соответствующей формы женского рода, – в этом случае выполняя определенные стилистические, прагматические функции (Моя соседка – директор школы/ хороший человек / заслуженный учитель). Существительное в форме ед.ч. может означать множественность (Человек смертен = Все люди смертны; Клиент всегда прав).
NB: при определенных условиях транспозиция реализуется и маркированной формой, в этом случае она выполняет функцию археформы: форма 2л. ед.ч. глагола в настоящем времени – в значении 1-го л.; 1 л. мн.ч. глагола – в значении 2л. ед. или мн.ч. (Живешь себе, живешь, всё вроде бы хорошо, и вдруг… Врач – пациенту: «Ну, как мы себя чувствуем?»).
Категорию лица глагола можно представить в виде двух оппозиций (1л., 2л. : 3л. – участие/неучастие в коммуникативном акте; 1л. : 2л., 3л. – говорящий/ не говорящий).
Также категорию времени русского глагола можно представить в виде двух привативных бинарных оппозиций, например: «прошедшее : непрошедшее», затем второй противочлен как оппозицию «будущее : не будущее время». Однако не стоит искусственно сводить все грамматические категории к системе бинарных привативных оппозиций. Яркий пример градуальной оппозиции в области морфологии русского, английского, немецого, многих других языков – степени сравнения прилагательных. Как эквиполентные можно рассматривать оппозиции в рамках, например, коммуникативных типов предложений, видов синтаксических связей.
Грамматические категории – один из важнейших способов интерпретации внеязыковой действительности и организации сообщений о ней. Набор, количество характер грамматических категорий и представляющих их оппозиций определяет особенности «картины мира», создаваемой средствами каждого конкретного языка.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи