Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
Вечная тема. С конца XX века существует особая научная дисциплина, изучающая их взаимоотношения – менталингвистика. Нет непроходимой грани между человеком и остальным органическим миром. Животный мир, включая человека, обладает психикой. Это средство взаимодействия живого существа с непосредственной средой как отражение и переживание им жизненного процесса. Низшие формы отражения действительности, формы взаимодействия со средой – ощущения, восприятия, представления. Это механизмы первой сигнальной системы. Они имеют физиологическую природу и обеспечивают биологическое выживание в среде. Эти формы свойственны и человеку.
Человека отличает от животного наличие сознания. Сознание – это связь человека с миром, обусловленная наличием второй сигнальной системы – языка. Наличие у человека сознания – это переход от наглядного, чувственного восприятия к рациональному, и этот переход не менее важен, чем переход от неживой материи к живой. Сознание – это высшая свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способы его отношения к миру и самому себе, опосредствованные всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание – это единство психических процессов. Оно непосредственно связано с языком. Есть формы общественного сознания. Это знания, накопленные историей, политические, правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия, общественная психология. Каждый человек имеет свое индивидуальное сознание как совокупность представлений о мире и о себе в нем. Сознание и язык – две разные системы. Мышление и речь – это процессы.
Мышление – это активный процесс отражения объективного мира, высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Мышление уже сознания, т.к. не включает эмоции, волю и др. психические акты. Соотношение мышления и языка – вечные проблемы, которые занимают философию, биологию, психологию, языкознание, кибернетику, когнитологию.
Процессы мышления проявляются в трех основных видах в их взаимодействии:
1) Практически-действенное мышление, свойственное всем животным. Проявляется в цепочке осознанных действий, которые ведут к цели. Оно совершается в ходе практической деятельности и направлено на решение практических задач. Пример – ориентировка на местности.
2) Наглядно-образное мышление. Основано на памяти и воображении. Присуще любому человеку, но в наибольшей степени людям творческих профессий.
3) Словесно-логическое мышление. Имеет абстрактный характер, связано с языком как средством материализации мысли. Но абстрактное мышление нельзя связывать только с языком. Оно осуществляется с помощью и других систем знаков, как абстрактных, так и конкретно- образных, например, язык искусства.
Участие языка в процессе познания наглядно представлено в работе Мечковской Н.Б. «Социолингвистика». Оно разноаспектно:
1. Язык участвует в мыслительных операциях (сравнения, анализа, синтеза), в формировании и формулировании понятий, суждений, умозаключений, в механизмах памяти.
2. Язык участвует в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей. Это находит выражение в
а) семантической системе словаря и грамматики (= «библиотека значений»);
б) в устных и письменных сообщениях (= «библиотека текстов»). Библиотека значений неглубока, наивна, но она открыта всем, это важно для познания, процесса социализации. А библиотека текстов более глубокая. Она дает научное объяснение понятий о мире, но подразумевает специальное обучение.
Существует множество мнений относительно связи языка и мышления.
Никто не отрицает, что язык и мышление связаны, но как?
Во всем многообразии концепций связи языка и мышления можно вычленить три основные радикальные позиции:
1) Мышление не зависит от языка. Сущность языка исключительно заключается в его орудийной функции как средстве материализации идеального, психического (мысли) и как средстве обмена мыслями. Для процесса познания язык – это внешнее. Такая точка зрения характерна для школы младограмматиков. Скорее мышление определяет язык чем наоборот. Вульгарно-материалистическая концепция Н.Я. Марра: общественно-экономическая формация – тип мышления – стадия языка.
2) Язык является определяющим фактором по отношению к мышлению, его познавательной деятельности. В качестве аргумента служит факт различия лексических и грамматических систем языков. Еще Гумбольдт дал понятие языковой картины мира. Неогумбольдтианцы американского варианта отражают это в форме гипотезы лингвистической относительности, или гипотезы Сепира-Уорфа, а европейского варианта (Лео Вайсгербер, Х. Бринкман, Г.Глинц, Э.Драх) – в понятии «промежуточного мира».
В современном языкознании очень активно развивается тема национально-языковых картин мира. Понятие картин мира появилось в физике в конце XIX – начале XX веков (Герц, Эйнштейн). Существует целая типология картин мира. Но прежде всего это концептуальная и языковая картины. Концептуальная – это продукт отражательной способности мышления. Она отображается в языке как в знаковой системе. Язык членит не мир, а обозначения. Есть наивная, научная, религиозная, поэтическая и др. картины мира.
Для сторонников гипотезы лингвистической относительности между миром сознания и объективной действительностью лежит промежуточный мир – мир конкретного этнического языка. И человек может познать в мире только то, что существует в языке. Язык формирует наше представление о действительности, – национальную картину мира. М.Хайдеггер: «Язык – дом бытия».
3) Концепция о неразрывности языка и мышления как единого процесса речемышления (Г.В. Колшанский, Ю.В. Чесноков). Это идет от Гумбольдта. Язык = дух народ, а дух народа = его язык.
Игнорирование разных типов мышления. Неверная мысль о том, что абстракция возможна только при помощи языка.
Возражения против этой концепции: изучение речи у детей. У детей различается стадия доречевого мышления (действия осознанные) и говорение как функция общения без опоры на мышление. Различаются два типа интеллекта: образный и логический. Фрумкина Р.М.: «Мысль так же реальна, как и хлеб, только природа этой реальности другая».
Итак, ни одна из трех радикальных концепций связи языка и мышления не имеет достаточных оснований. Язык и мышление – это особые автономные феномены. Каждый из них имеет свою историю, механизм, природу и функции. Соотносить надо не язык и мышление, а сознание и язык как две системы, и речь и мышление как два процесса. Только с помощью языка мысль индивида может стать частицей общественного сознания, достоянием общества. Естественно, язык и мышление взаимодействуют. Развитый язык содействует развитию мышления. М.Р. Львов сожалеет о том, что ни в одной из систем обучения не учитывается большая роль языка в развитии мышления. Мышление и речь выполняют разные функции. Внешняя речь – функцию общения, а мысль эту функцию не выполняет. Речь произвольна, а мысль может быть спонтанна. И для языка, и для мышления очень важна память. Мышление в единстве с памятью – основа интеллекта. Речь = превращение мысли в слово. Мысль шире речи (=> «муки слова»). С другой стороны речь богаче мысли (одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Речь передает также эмоции.
Нейролингвистика достаточно аргументированно доказывает, что разные виды речевой деятельности регулируются разными областями коры головного мозга. Начало было положено французским врачом П. Брока и немецким врачом К. Вернике в 60-х гг. XIX века. Современная нейролингвистика: головной мозг состоит примерно из 10 млрд. нейронов и их соединений. Мысль образуется сочетанием разных по величине, форме, плотности, расположению нейронов. Следовательно, мысль имеет материальную природу, о чем говорил Соссюр. С правым полушарием связано чувственно-образное, конкретное мышление, а с левым – абстрактное; там же речевые зоны. Окончательное решение вопроса о связи языка – мышления – сознания дело неблизкого будущего.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи