logo
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание

Вечная тема. С конца XX века существует особая научная дисциплина, изучающая их взаимоотношения – менталингвистика. Нет непроходимой грани между человеком и остальным органическим миром. Животный мир, включая человека, обладает психикой. Это средство взаимодействия живого существа с непосредственной средой как отражение и переживание им жизненного процесса. Низшие формы отражения действительности, формы взаимодействия со средой – ощущения, восприятия, представления. Это механизмы первой сигнальной системы. Они имеют физиологическую природу и обеспечивают биологическое выживание в среде. Эти формы свойственны и человеку.

Человека отличает от животного наличие сознания. Сознание – это связь человека с миром, обусловленная наличием второй сигнальной системы – языка. Наличие у человека сознания – это переход от наглядного, чувственного восприятия к рациональному, и этот переход не менее важен, чем переход от неживой материи к живой. Сознание – это высшая свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способы его отношения к миру и самому себе, опосредствованные всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание – это единство психических процессов. Оно непосредственно связано с языком. Есть формы общественного сознания. Это знания, накопленные историей, политические, правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия, общественная психология. Каждый человек имеет свое индивидуальное сознание как совокупность представлений о мире и о себе в нем. Сознание и язык – две разные системы. Мышление и речь – это процессы.

Мышление – это активный процесс отражения объективного мира, высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Мышление уже сознания, т.к. не включает эмоции, волю и др. психические акты. Соотношение мышления и языка – вечные проблемы, которые занимают философию, биологию, психологию, языкознание, кибернетику, когнитологию.

Процессы мышления проявляются в трех основных видах в их взаимодействии:

1) Практически-действенное мышление, свойственное всем животным. Проявляется в цепочке осознанных действий, которые ведут к цели. Оно совершается в ходе практической деятельности и направлено на решение практических задач. Пример – ориентировка на местности.

2) Наглядно-образное мышление. Основано на памяти и воображении. Присуще любому человеку, но в наибольшей степени людям творческих профессий.

3) Словесно-логическое мышление. Имеет абстрактный характер, связано с языком как средством материализации мысли. Но абстрактное мышление нельзя связывать только с языком. Оно осуществляется с помощью и других систем знаков, как абстрактных, так и конкретно- образных, например, язык искусства.

Участие языка в процессе познания наглядно представлено в работе Мечковской Н.Б. «Социолингвистика». Оно разноаспектно:

1. Язык участвует в мыслительных операциях (сравнения, анализа, синтеза), в формировании и формулировании понятий, суждений, умозаключений, в механизмах памяти.

2. Язык участвует в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей. Это находит выражение в

а) семантической системе словаря и грамматики (= «библиотека значений»);

б) в устных и письменных сообщениях (= «библиотека текстов»). Библиотека значений неглубока, наивна, но она открыта всем, это важно для познания, процесса социализации. А библиотека текстов более глубокая. Она дает научное объяснение понятий о мире, но подразумевает специальное обучение.

Существует множество мнений относительно связи языка и мышления.

Никто не отрицает, что язык и мышление связаны, но как?

Во всем многообразии концепций связи языка и мышления можно вычленить три основные радикальные позиции:

1) Мышление не зависит от языка. Сущность языка исключительно заключается в его орудийной функции как средстве материализации идеального, психического (мысли) и как средстве обмена мыслями. Для процесса познания язык – это внешнее. Такая точка зрения характерна для школы младограмматиков. Скорее мышление определяет язык чем наоборот. Вульгарно-материалистическая концепция Н.Я. Марра: общественно-экономическая формация – тип мышления – стадия языка.

2) Язык является определяющим фактором по отношению к мышлению, его познавательной деятельности. В качестве аргумента служит факт различия лексических и грамматических систем языков. Еще Гумбольдт дал понятие языковой картины мира. Неогумбольдтианцы американского варианта отражают это в форме гипотезы лингвистической относительности, или гипотезы Сепира-Уорфа, а европейского варианта (Лео Вайсгербер, Х. Бринкман, Г.Глинц, Э.Драх) – в понятии «промежуточного мира».

В современном языкознании очень активно развивается тема национально-языковых картин мира. Понятие картин мира появилось в физике в конце XIX – начале XX веков (Герц, Эйнштейн). Существует целая типология картин мира. Но прежде всего это концептуальная и языковая картины. Концептуальная – это продукт отражательной способности мышления. Она отображается в языке как в знаковой системе. Язык членит не мир, а обозначения. Есть наивная, научная, религиозная, поэтическая и др. картины мира.

Для сторонников гипотезы лингвистической относительности между миром сознания и объективной действительностью лежит промежуточный мир – мир конкретного этнического языка. И человек может познать в мире только то, что существует в языке. Язык формирует наше представление о действительности, – национальную картину мира. М.Хайдеггер: «Язык – дом бытия».

3) Концепция о неразрывности языка и мышления как единого процесса речемышления (Г.В. Колшанский, Ю.В. Чесноков). Это идет от Гумбольдта. Язык = дух народ, а дух народа = его язык.

Игнорирование разных типов мышления. Неверная мысль о том, что абстракция возможна только при помощи языка.

Возражения против этой концепции: изучение речи у детей. У детей различается стадия доречевого мышления (действия осознанные) и говорение как функция общения без опоры на мышление. Различаются два типа интеллекта: образный и логический. Фрумкина Р.М.: «Мысль так же реальна, как и хлеб, только природа этой реальности другая».

Итак, ни одна из трех радикальных концепций связи языка и мышления не имеет достаточных оснований. Язык и мышление – это особые автономные феномены. Каждый из них имеет свою историю, механизм, природу и функции. Соотносить надо не язык и мышление, а сознание и язык как две системы, и речь и мышление как два процесса. Только с помощью языка мысль индивида может стать частицей общественного сознания, достоянием общества. Естественно, язык и мышление взаимодействуют. Развитый язык содействует развитию мышления. М.Р. Львов сожалеет о том, что ни в одной из систем обучения не учитывается большая роль языка в развитии мышления. Мышление и речь выполняют разные функции. Внешняя речь – функцию общения, а мысль эту функцию не выполняет. Речь произвольна, а мысль может быть спонтанна. И для языка, и для мышления очень важна память. Мышление в единстве с памятью – основа интеллекта. Речь = превращение мысли в слово. Мысль шире речи (=> «муки слова»). С другой стороны речь богаче мысли (одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Речь передает также эмоции.

Нейролингвистика достаточно аргументированно доказывает, что разные виды речевой деятельности регулируются разными областями коры головного мозга. Начало было положено французским врачом П. Брока и немецким врачом К. Вернике в 60-х гг. XIX века. Современная нейролингвистика: головной мозг состоит примерно из 10 млрд. нейронов и их соединений. Мысль образуется сочетанием разных по величине, форме, плотности, расположению нейронов. Следовательно, мысль имеет материальную природу, о чем говорил Соссюр. С правым полушарием связано чувственно-образное, конкретное мышление, а с левым – абстрактное; там же речевые зоны. Окончательное решение вопроса о связи языка – мышления – сознания дело неблизкого будущего.