logo
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Семинарское занятие № 13.

Тема: Основные категории письма.

Вопросы и задания.

  1. Знаки письма в их соотнесённости с единицей низшего яруса системы языка в его звуковой реализации. Буквенные и небуквенные знаки письма. Их языковая и метаязыковые функции. Соотношение «буква : фонема».

  2. Алфавит. Функции упорядоченности буквенных знаков в алфавите. Дискуссионность принципов отбора единиц в алфавит. Разные позиции Л.В. Щербы и Л.Р. Зандера относительно целесообразности разграничения алфавита и графики.

  3. Графика. Соотношение «буква : графема». Аллографы, – позиционные и факультативные. Единица начертательной формы. Реализация принципов экономии и избыточности в звукобуквенном письме в сопоставлении со звуковым строем языка.

  4. Орфография. Определение, история становления, функции. Принципы орфографии. Принципиальные различия в представлении инвентаря и содержания орфографических принципов у А.А. Реформаторского и Л.Р. Зиндера.

  5. Способы передачи на письме иноязычных слов: цитация, транслитерация, транскрипция.

Литература

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, с. 107-111.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001, с. 243-255.

  3. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.

  4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975, с. 301-312.

  5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. § 71-73.

  6. Приложение № 1, тексты № 9-14.

Творческие задания:

  1. 2-3 сообщения (тема – по выбору) по книге А.М. Кондратова «Книга о букве». Л., 1975.

  2. Для всей группы: А) В качестве эксперимента упростите русский алфавит за счет «необязательных» букв и за счет уменьшения избыточности начертательных элементов отдельных букв в их оппозициях. Сделайте вывод, почему подобная «реформа» не предпринимается. Что побудило Ж. Вандриеса назвать кириллический алфавит шедевром? Б) Найдите на материале русского алфавита примеры всех типов оппозиций, разработанных Н.С. Трубецким.