logo
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Семинарское занятие № 4.

Тема: Соотношение языка – речи – речевой деятельности.

Вопросы.

  1. Какая связь между темой семинарского занятия и проблемой определения языка? Компоненты содержательной структуры термина «язык» (Соссюр, Л.В. Щерба).

  2. Какова природа языка? Как соотносятся разные аспекты природы языка? Соотношения биологического и социального в природе языка. А.А. Реформатский о языке как общественном явлении.

  3. .А. Реформатский о значимости разграничения языка и речи. Ф. Соссюр о разграничении языка, речи и речевой деятельности: схемы в «Курсе» и схема Годеля.

  4. Дифференциальные признаки языка и речи.

  5. Прокомментируйте оценочное высказывания А. Реформатского «… за деревьями не видят леса». К кому относится эта оценка и на что направлена критика автора?

  6. В чем своеобразие представления темы в учебнике А.А. Гируцкого?

  7. Функции языка и функции речи.

  8. Единицы языка и единицы речи.

Литература.

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, с. 27-28.

  2. Гируцкий А.А. Введения в языкознание. Минск, 2001, с. 32-42.

  3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Глава I. § 2,4.

  4. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Глава II, глава III, § 1, 2; глава IV.

  5. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977, с. 146-152.

  6. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. М., 2004, с. 11-17.

Индивидуальное творческое задание: сообщение об изоморфизме языка и генетического кода: А.А. Гируцкий. Общее языкознание. Минск, 2001, с. 244-248.