Основная учебная и справочная литература по дисциплине
Учебники:
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.
Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001.
Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2006.
Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. Любой год издания.
Обязательные первоисточники:
Блумфилд Л. Язык. Перевод с англ. М.,1968.
Вандриес Ж. Язык. Перевод с фр. М., 1937.
Гельб И. Опыт изучения письма (Основы грамматологии). Перевод с англ. М., 1982
Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. М., 1996.
Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.
Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977.
Солнцев В.М. О лингвистических мифах // Знание языка и языкознание. М., 1991.
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.
Трубецкой Н.С. Основы фонологии. Перевод с нем. М., 2000.
Фридрих И. История письма. Перевод с нем. М., 1979.
Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.
NB! На экзамене по дисциплине каждый студент должен иметь при себе конспекты всех первоисточников и использовать их материалы в ответах на вопросы билета.
Дополнительная литература:
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.
Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1973.
Заскока С.А. Введение в языкознание. Конспект лекций. М., 2005.
Звегинцев В.А. История языкознания XIXиXXвв. в очерках и извлечениях. ЧастьII. М., 1960.
Кочергина В.А. Введение в языкознание. М., 2004.
Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1997.
Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987.
Сусов И.П. Введение в языкознание. М., 2007.
Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М.,1995, 2004.
Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003.
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 1998.
Якушин Б.В. Гипотезы о происхождения языка. М., 1985.
Справочная литература:
Ахманова О.С. Лингвистический энциклопедический словарь.
Брусенская Л.А., Гаврилова Г. Ф., Малышева Н.В. Учебный словарь лингвистических терминов. Ростов – на – Дону, 2005.
Вархапович К.В. Лингвистика в таблицах и схемах: пособие. Минск, 2003.
Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС). Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990, 1998.
Русский язык: энциклопедия (ЭРЯ). Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи