Понятие уровней и единиц системы языка
Универсальное свойство любых сложных систем – их членение на уровни.
Уровни языка – это подсистемы общей языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы. Считается, что лингвистика позаимствовала идею уровневой организации языка из биологии. В биологии это связано с идеей развития, а в лингвистике говорят о членении языка на уровни. Идея уровневой организации языка впервые получила распространение в американской дескриптивной лингвистике. Но вначале это был лишь методический прием для анализа. Отсутствует понятие того, что это сущность языка.
Как правило, к членению языка на уровни подходят на основе т.н. стратификационного принципа. Согласно этому принципу языковая система складывается из подсистем, которые как бы «накладываются» друг на друга, располагаясь одна над другой в строго регламентированном порядке.
=> Подсистемы выделяются по вертикали и представляют собой разные уровни иерархии лингвистических единиц. Иерархичность пронизывает всю систему языка. Условием выделения отдельного уровня является наличие специфической единицы. Такие уровнеобразующие единицы обладают способностью вступать в парадигматические и синтагматические отношения только с единицами того же уровня. С единицами другого уровня они вступают только в иерархические или интегративные отношения типа «входит в» или «состоит из».
фонемы морфему
морфема слово
При этом необходимо, чтобы любой текст мог быть расчленен на единицы одного любого уровня без остатка; чтобы единицы более высокого уровня могли быть построены из единиц более низкого уровня и при этом чтобы единицы каждого уровня имели свое особое специфическое свойство. На высшем, синтаксемном уровне, реализуется коммуникативная функция, - одна из основных функций языка.
Один и тот же звуковой комплекс может выступать как единица разных уровней, это зависит от контекста. Но всякий раз этот комплекс обладает свойствами данного уровня.
Основные ярусы языка / речи:
Уровни | Язык | Речь |
Синтаксемный | синтаксема (предложение) | высказывание |
Лексемный | лексема (слово) | аллолекс |
Морфемный | морфема | алломорф |
Фонетико-фонологический | фонема | аллофон |
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи