Семинарское занятие № 15.
Тема: Генеалогическая классификация языков.
Вопросы и задания.
Что представляет собой генеалогическая классификация? Как можно терминологически обозначить лежащий в ее основе фактор? Какие еще факторы положены в основу существующих классификаций языков? Связь генеалогической классификации с сравнительно-историческим языкознанием.
Назовите (напишите на доске) в иерархическом порядке основные генеалогические общности языков. Охарактеризуйте их. Какой (какие) упрек(и) можно сделать авторам рекомендованных учебников? Какие негативные последствия имеют эти методические и терминологические недочеты, –например, для представления о количестве языковых семей?
Кто и когда заложил основы генеалогической классификации языков. Сопоставьте две модели представления истории языков: А. Шлейхера и Й. Шмидта. Методы исследований, используемые для определения родства языков. Материал исследований.
Назовите (напишите на доске) ключевые понятия темы. Дайте определение еще не обсужденным терминам. Чем объясняется явно метафорический характер терминологии?
Перечислите (напишите на доске) составляющие индоевропейской семьи языков.
Определите место русского, латинского, изучаемого иностранного языка в генеалогической классификации языков.
Есть предположение, что исследование макросемей с их все большим укрупнением может привести к возрождению гипотезы моногенеза языков. В какой концепции происхождения естественного человеческого языка впервые появилась эта гипотеза? Как она понимается сейчас?
Какие расхождения, кроме уже обсужденных, встретились в рекомендованных учебниках? Какие ареалы обойдены вниманием? Каковы количественные расхождения (например, по поводу языков Кавказа, Америки)?
Что такое «изолированные языки»? Как это понятие соотносится с термином «языки изолирующего строя»? Актуальна ли сегодня генеалогическая классификация языков?
Литература
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, глава IX, с. 268-279.
Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001, глава IX, § 1,2.
Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2006, глава VII.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. Глава VI, § 74-78.
Приложение № 1, тексты № 21-23.
Творческое задание для всей группы: составьте контрольную работу по теме, желательно из двух частей: 10 вопросов (тестовых заданий) и нестандартной части, – например, кроссворда. На отдельном листе напишите ответы.
Индивидуальное задание: подготовьте сообщение о генезисе языков Красноярского края.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи