logo
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Семинарское занятие № 15.

Тема: Генеалогическая классификация языков.

Вопросы и задания.

  1. Что представляет собой генеалогическая классификация? Как можно терминологически обозначить лежащий в ее основе фактор? Какие еще факторы положены в основу существующих классификаций языков? Связь генеалогической классификации с сравнительно-историческим языкознанием.

  2. Назовите (напишите на доске) в иерархическом порядке основные генеалогические общности языков. Охарактеризуйте их. Какой (какие) упрек(и) можно сделать авторам рекомендованных учебников? Какие негативные последствия имеют эти методические и терминологические недочеты, –например, для представления о количестве языковых семей?

  3. Кто и когда заложил основы генеалогической классификации языков. Сопоставьте две модели представления истории языков: А. Шлейхера и Й. Шмидта. Методы исследований, используемые для определения родства языков. Материал исследований.

  4. Назовите (напишите на доске) ключевые понятия темы. Дайте определение еще не обсужденным терминам. Чем объясняется явно метафорический характер терминологии?

  5. Перечислите (напишите на доске) составляющие индоевропейской семьи языков.

  6. Определите место русского, латинского, изучаемого иностранного языка в генеалогической классификации языков.

  7. Есть предположение, что исследование макросемей с их все большим укрупнением может привести к возрождению гипотезы моногенеза языков. В какой концепции происхождения естественного человеческого языка впервые появилась эта гипотеза? Как она понимается сейчас?

  8. Какие расхождения, кроме уже обсужденных, встретились в рекомендованных учебниках? Какие ареалы обойдены вниманием? Каковы количественные расхождения (например, по поводу языков Кавказа, Америки)?

  9. Что такое «изолированные языки»? Как это понятие соотносится с термином «языки изолирующего строя»? Актуальна ли сегодня генеалогическая классификация языков?

Литература

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, глава IX, с. 268-279.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001, глава IX, § 1,2.

  3. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2006, глава VII.

  4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Глава VI, § 74-78.

  5. Приложение № 1, тексты № 21-23.

Творческое задание для всей группы: составьте контрольную работу по теме, желательно из двух частей: 10 вопросов (тестовых заданий) и нестандартной части, – например, кроссворда. На отдельном листе напишите ответы.

Индивидуальное задание: подготовьте сообщение о генезисе языков Красноярского края.