Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
Л.В. Щерба не выделяет алфавит как категорию.
Алфавит представлен инвентарем букв, т.е. знаков, используемых в письменном коде данного языка. Алфавит входит в более широкую категорию знаков письма.
К знакам письма относятся и небуквенные знаки, типологически сходные с пиктографическими и идеографическими знаками письма: знаки препинания; цифры; диакритики; знаки-символы (№ , $,§); сокращения; пробелы.
Знаки письма имеют две функции:
1) Передача сообщения (языковая функция).
2) Метаязыковая функция – это характеристика самого сообщения или способа его передачи. Служит для разграничения коммуникативных типов предложения (повествовательного, вопросительного, побудительного). Это знаки начала и конца предложения, логического и смыслового деления и выделения элементов высказывания: обособления, обращения, выделения, пояснения, перечисления и т.д. (скобки, запятая, точка, двоеточие, многоточие и т.д.). Пробелы делят текст на элементы разной длины. Красная строка – новое смысловое единство.
Алфавит представлен обычно в виде упорядоченного инвентаря (это удобно для запоминания и контроля над запоминанием, а также в лексикографической практике – для составления словарей).
Число букв алфавита всегда меньше числа фонем (принцип экономии).
Дискуссионный вопрос: нужны ли в алфавитах диграфы? Алфавиты с диграфами есть (пол. Sz [š], cz [z], кабардино-балкарский – кжъу). Л.Р. Зиндер называет наличие диграфов в алфавите плодом недоразумения.
Трудно решается проблема диакритиков: долготы (смыслоразличительный признак), открытости/закрытости. Включать ли буквы с диакритическими знаками в алфавиты? (в нем. не включены ä, ü, ö; в рус. ё, й – включены).
Буква (элемент кода) – это знак, причем, в отличие от фонемы, двусторонний: означающее – начертание, точнее, его оптический образ, означаемое – языковая функция, в первую очередь передача на письме. фонемы (сочетания фонем): рус. я [ja], е [je]; нем.. x = [ks]: Alex; нем. а = [а] и [а:] и т.д. Буква, как правило, имеет не одно звуковое значение, т.е. служит для передачи нескольких разных фонем. Одно значение буквы воспринимается как главное, основное. Это аналог основному аллофону соответствующей фонемы. Это основное значение выступает в сильной графической позиции, оно и содержится, как правило, в наименовании буквы. Но иногда наименование буквы лишь вводит в заблуждение: ср. англ. [h]– [eitS], англ. [r] – [a:].
В западно-финикийском алфавите каждая буква имела свое название в соответствии с каким-либо предметом (=алеф=бык альфа=; bet – дом). Обозначение предметом буквы используется как методический прием.
Буквы выполняют не только функцию передачи фонем, но и метаязыковую функцию. Они могут служить диакритическими знаками в совокупности с другой буквой (ь, ъ): семя – семья, Коля – колья, мяч – дичь, трудиться – трудится.
Ь и Ъ имеют в русском языке только диакритическую функцию, но буква может иметь свое звуковое значение, а в определенной позиции выполнять диакритическую функцию: е, я, ю, ё – рус. тюль [т΄ул΄], нем. ihn [i:n] «его» и in [in] «в», но Höhe, hoch [hø:ə, ho:x]. Удвоение согласного в нем. языке – знак краткости предшествующего гласного: Klasse [klasə].
Во всех языках широко распространены сокращения, в том числе словарные: т.е., га (гектар), е.с. (лат. еt cetera). Это близко к иероглифам – это все логограммы, но фонетически мотивированные: если ты знаешь слово – ты расшифруешь, если нет – то нет. Та же функция у обозначений химических элементов: Fе – в рус. и нем. это фонетически немотивированная логограмма, а в латиноязычных странах – мотивированная. Не мотивированы знаки-иероглифы (цифры), символические знаки ( %, $ и т.п.).
Типы соотношения фонема-буква:
1. Одна буква имеет два и более значений:
О – молодой [мълдоj]; нем. е = [ε] : Bett и [е:] : [be:tən] – beten.
2. Две буквы имеют одинаковое значение:
А – о, т – д,б – п и т.д.
3. Сочетание букв может обозначать одну фонему:
Вынь да положь, duck [c], Alex [ks], нем. Schule [šulə].
4. Одна буква является сочетанием двух фонем:
Е, ё, ю, я.
Для характеристики алфавита существенно, сколько букв монофункционально, бифункционально, полифункционально (т.е. сколько значений у буквы).
У букв русского алфавита может быть от одного до пяти значений:
А, у, э, ы, ц, щ, й – одно значение.
Б, в, д, п, м, ф – четыре значения.
З, с, ч – пять значений.
Математические знаки и символы, а также цифры, т.е. небуквенные знаки, во всех языках соответствуют фонетически немотивированным логограммам. Это иероглифы, и начертание ничего не говорит о звучании.
Среди небуквенных знаков есть омографы. Например, математический знак || (параллельность) в лингвистике обозначает знак чередования; знак > – переход; а знак Х в биологии обозначает скрещивание.
Особая категория небуквенных знаков – знаки пунктуации. Это немотивированные логограммы, идеограммы. Они отражают смысловые и синтаксические отношения, заключенные в тексте, но не указывают прямо на их фонетическое оформление. Но «!» может указывать на экспрессию.
Графика (греч. grapho – черчу, пишу, рисую).
Это свод правил выбора букв для передачи фонем и их сочетаний и правил чтения отдельных букв и сочетаний.
Современная грамматология различает букву и графему.
Графема – это минимальная единица письменной формы языка, служащая для обозначения фонемы. Она может быть представлена как одной буквой, так и комбинацией букв. В тексте графема реализуется в вариантах – аллографах => графема – это класс единиц-аллографов.
Л.Р. Зиндер предложил различать в графеме основной ядерный аллограф и периферию. Ядерный аллограф выражен буквой в ее основном значении, периферия – для обозначения редко встречающихся аллографов и факультативных вариантов.
Употребление того или иного аллографа регулируется фонетической позицией: <л'> «ль» и «л», нем. <š> Stephan, Sport, Schule. Факультативные варианты одной графемы имеют место, когда в одной и той же позиции одна графема может передаваться разными способами: нем. <f> fiel, viel, Photo. Употребление вариантов регулируется соответствующей нормой. Разграничение аллографов и самостоятельных графем дискуссионно. Например, А.Е. Супрун считает, что строчные и заглавные буквы не аллографы, а отдельные графемы: различие по начертанию, различие по функциям. Пределы формального варьирования графемы, т.е. варианты написания буквы – в оппозиции => в значимости (чем одно отличается от другого – см. Соссюр: аналогия со звуковой формой реализации языка).
Элемент начертательного знака – это линия. Типология начертательных элементов основывается на систематизации по трем признакам:
1) По количеству элементов (Г и Н).
2) По качеству линий (прямая/кривая, замкнутая/разорванная и т.д.).
3) По положению (вверху/внизу и т.д.).
4) Степень наклона.
Различительную нагрузку могут нести и такие графические элементы, как положение знака в ряду, в строке; цвет знака. В идеографической письменности перуанцев цвет использовался для обозначения времени,
Для различения двух графем достаточно одного дифференциального признака: Н – П., но часто их больше. Избыточность в устной речи обеспечивает запас коммуникативной прочности, процесс правильного понимания. Так и на письме: облегчает процесс чтения, понимания.
NB: В «Общем языкознании» под ред. Супруна (1983, 1995 гг., стр. 332, 215) – иллюстрация алгоритма типов письма – славянских алфавитов.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи